» » Князева Н. Перспективный экономический проект//"Человек и Труд" № 3, 2006 г.

Князева Н. Перспективный экономический проект//"Человек и Труд" № 3, 2006 г.

Автор: rosez от 31-08-2006, 14:51
Перспективный экономический проект

Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Мировой опыт подтверждает, что организация ОЭЗ в экономически благополучных регионах позволяет наиболее эффективно использовать государственные средства, привлекать частные капиталы. В свою очередь, выращенные в этих ”теплицах” предприятия дают более скорую и большую отдачу, в том числе и в виде налоговых отчислений. Поэтому российские власти приняли решение о создании ОЭЗ первоначально в экономически сильных регионах. Кстати, в этом - наше отличие от Китая, накопившего огромный опыт в формировании подобных анклавов.

Изначально выбор территорий для ОЭЗ в КНР обусловливался их географическим положением - практически все они отделены от других частей страны горными массивами или находятся на полуостровах и островах. По существу, эти зоны стали ”площадками”, на которых происходило ”освоение” модели свободного предпринимательства, использование ее преимуществ в интересах развития национальной экономики. ОЭЗ, как магнит, притягивали значительные финансовые средства, современное оборудование, информационные технологии из-за рубежа. Во многом благодаря им китайские производители не просто закрепились на мировом рынке, но активно расширили свое влияние на нем. Большое значение для успешной деятельности свободных зон имело предоставление государством налоговых и других льгот их резидентам. Национально-политический фактор и географическое положение сделали эти территории привлекательными для инвесторов из Гонконга, Макао, Тайваня, для этнических китайцев, проживающих в других государствах.

Однако к началу 90-х годов темпы развития китайских ОЭЗ замедлились. Многие предприятия начали сворачивать производство, перенося его в другие районы страны. Этому, по мнению экспертов, способствовало как удорожание ресурсов (земли, энергии, рабочей силы) в особых зонах, так и проведение экономических реформ, связанных с введением отдельных рыночных инструментов в масштабах страны. Льготы в ОЭЗ постепенно упраздняются (с 1996 г. поэтапно отменяется система предоставления льгот импортерам).

Тем не менее очевидно, что свободные зоны сыграли очень важную роль на первом этапе преобразований в КНР. И хотя сегодня в них производится лишь около 3% ВВП страны, доля ОЭЗ в экспорте достигает примерно 13%, а в иностранных инвестициях - приблизительно 20%.

Китайские власти не ограничились созданием собственно ОЭЗ (всего их пять), следующим шагом стало образование так называемых зон технико-экономического развития - сначала в 15 прибрежных городах, а затем в ряде внутренних районов. Сейчас их число превышает 50. Кроме того, существует 13 специальных таможенных зон. Особый статус имеет ”Новый район развития Пудун” (Шанхай). Льготы на внешнеэкономическую деятельность предоставлены приморским районам с общей численностью населения 200 млн. человек.

В зависимости от условий, в которых будет осуществляться экономическая деятельность, созданные в России особые зоны делятся на промышленно-производственные1 и технико-внедренческие2, важным элементом которых являются технопарки3 - своеобразные ”инкубаторы” для ”выращивания” их будущих резидентов. В дальнейшем предполагается создание ОЭЗ еще двух типов - туристско-рекреационных и торговых.

Выбору конкретных территорий под такие зоны предшествовали глубокий анализ и оценка условий, необходимых для их эффективного функционирования, - трудового потенциала, уровня экономического развития, количества расположенных здесь высших и средних специальных учебных заведений, их профильности.

Победителями конкурса, который проводился МЭРТ и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ, стали:

Липецкая область (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих для нее); Республика Татарстан (Елабуга - выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичное химическое производство) - ОЭЗ промышленно-производственного типа;
Дубна (информационные и ядерно-физические технологии), Томск (промышленная электроника и биотехнологии), Зеленоград (микро- и наноэлектроника), Санкт-Петербург (аналитическое приборостроение) - технико-внедренческие ОЭЗ.
Работодателям, которым предстоит вести бизнес в этих зонах, очень важно тщательно просчитать все параметры своей деятельности, уделив особое внимание перспективам развития такой составляющей, как человеческий капитал. Для стимулирования притока и удержания кадров нужных специальностей и квалификации потребуется разработать привлекательные системы оценки и оплаты труда, поощрительных выплат.

Особые условия, устанавливаемые в ОЭЗ, включают снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес и предоставление специального - льготного - таможенного режима для резидентов. В технико-внедренческих зонах базовая ставка ЕСН снижена до 14% при уровне доходов до 280 тыс. руб. на одного человека в год, при повышении доходов (до 600 тыс. руб. и более) совокупные ставки понижаются (ст.241 НК РФ). Разрешено применять удвоенную амортизацию для внеоборотных активов предприятия-резидента промышленно-производственных зон (ст.259 НК РФ). Убытки, полученные резидентами ОЭЗ, без ограничений переносятся на будущее, то есть могут покрываться за счет предстоящих прибылей (ст.283 НК РФ).

Налоговая нагрузка на предприятия снижается также за счет региональных (налог на имущество организаций, транспортный налог) и местных (земельный) налогов, от уплаты которых резиденты всех ОЭЗ освобождаются в течение первых пяти лет (ст.381, 395 НК РФ, а также законы субъектов Федерации). Льготный налоговый режим, устанавливаемый для резидентов ОЭЗ по новому порядку, закрепляется в специальном соглашении о создании ОЭЗ, заключаемом между Правительством РФ, органами государственной власти субъекта РФ и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

В ОЭЗ действует также режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Налог на фонд оплаты труда существенно снижен - до уровня взносов в Пенсионный фонд РФ. Резиденты ОЭЗ, в свою очередь, могут изыскивать ресурсы для установления уровня заработной платы более высокой, чем на аналогичных предприятиях-нерезидентах.

Собственно, именно комплекс льгот и преференций, которые государство вводит в ОЭЗ, делают их привлекательными для бизнеса, позволяют создавать высокооплачиваемые рабочие места.

Регионы, не выигравшие конкурс в 2005 г. (всего поступило 72 заявки из 47 субъектов РФ), могут попытаться победить в 2006 г.

В ближайшее время планируется организовать еще не менее десяти ОЭЗ: все они будут располагаться в экономически развитых регионах страны.

Одновременно разрабатывается новый способ поддержки инновационных технологий, предполагающий выделение специальной группы технопарков, у которых не будет налоговых льгот, как у особых зон, но они получат материальную поддержку со стороны государства.
----------------------------
1 Промышленно-производственная особая экономическая зона - часть территории, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности в области производства и (или) переработки товаров (продукции) и их реализации.

2 Технико-внедренческая особая экономическая зона - часть территории, устанавливаемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создания и реализации научно-технической продукции, доведения ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создания программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных и оказания услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

3 Технопарк - форма территориальной интеграции науки, образования и производства в целях оперативного внедрения научно-технических разработок - представляет собой объединение научных, конструкторских и производственных подразделений в условиях хорошо оснащенной информационной и экспериментальной базы и высокой концентрации квалифицированных кадров.

Наталья КНЯЗЕВА
Кандидат экономических наук
Центр общего аудита

Источник - Журнал "Человек и труд"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий