» » Хандуев П.Ж. Меньшиков Е. Опыт организации особых экономических зон

Хандуев П.Ж. Меньшиков Е. Опыт организации особых экономических зон

Автор: rosez от 16-08-2007, 16:33
Для обоснования организации в границах Республики Бурятия особых экономических зон был проведен анализ официальных документов и научной литературы, в которых описывается опыт создания в России подобных зон.

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения по определению и типологии особых экономических зон (СЭЗ). В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей, среди которых наиболее распространенными являются: таможенные зоны; свободные таможенные зоны; свободные экономические зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; беспошлинные экспортно-производственные зоны; свободные экспортные зоны; свободные экспортно-производственные зоны; экспортно-производственные зоны; свободные производственные зоны; зоны экономического благоприятствования; промышленные экспортно-ориентированные зоны; свободные промышленные зоны; предпринимательские зоны; зоны совместного предпринимательства; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; технико-внедренческие зоны; научно-промышленные парки; оффшорные зоны; международный оффшорный финансовый центр; свободные банковские зоны; эколого-экономические регионы; открытые районы; туристские центры; эколого-экономические регионы.

Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: под СЭЗ следует понимать часть национальной территории, (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по 4 основным критериям:

по характеру деятельности или функциональному предназначению;

по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;

по отраслевому признаку;

по характеру собственности.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки. В США свободные внешнеторговые зоны, создание которых было предусмотрено законом 1934 г., в настоящее время осуществляют и производственные операции.

В современной мировой экономике основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость, интеллектоемкость. Развитие этой тенденции отразилось и на характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Кроме того, СЭЗ образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.

По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный - имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок, и интровертивный - интегрированный в национальную экономику. Анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Интровертивный - наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны. ( свободная зона Манаус в Бразилии).

Зоны, специализирующиеся на разработке и выпуске наукоемкой продукции, получили название научно-промышленных парков (НПП), но чаще их именуют технопарками, технополисами. Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон (ЭПЗ) - те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПП от ЭПЗ в том, что в ЭПЗ создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В США насчитывается 100 технопарков, в Германии - 60, Китае - 52, Великобритании - 40, Франции - 30, России - 27, Японии - 20.

Наиболее известные технопарки: в США - «Кремниевая долина» (Силикон-Вэлли), в Англии - технопарк Кембриджского университета, в Китае - Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (на базе Пекинского университета), в России - Международный центр развития науки и технологий (МЦРНТ) «Дубна», технополис «Зеленоград».

Оффшорные зоны - это страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения.

Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах. Масштабы т.н. оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма быстро. По некоторым оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объема мировых валютных операций проходило через них.

В настоящее время Россия лидирует среди других стран мира по количеству компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. Начиная с 1992 г., ежегодно в таких зонах за границей регистрируется от 2 до 3 тыс. компаний, учредителями которых являются российские предприятия и граждане.

В России к оффшорным зонам с определенными оговорками можно отнести Республику Калмыкия и Зону экономического благоприятствования «Ингушетия». Благоприятный налоговый режим в Калмыкии для внешних инвесторов был введен в 1994 г. Первоначально республика в 4 раза снизила для нерезидентов региональную ставку налога на прибыль ( с 20 до 5%). Принятый в 1995 г. Народным Хуралом Калмыкии закон «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков» составлен в классических традициях оффшорных зон. Однако одними льготами по налогу на прибыль Калмыкия не ограничилась. Согласно новому Закону предприятия и организации, не использующие сырьевые и природные ресурсы РК, освобождались от уплаты: налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты; сбора на нужды образовательных учреждений; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога на владельцев транспортных средств; налога на приобретение транспортных средств. Кроме того, органы местного самоуправления имеют право принимать решение об освобождении организаций, пользующихся налоговыми льготами в соответствии с вышеназванным Законом, от уплаты местных налогов и сборов. Компании, желающие получить право на льготы, должны платить ежегодный регистрационный сбор в размере 500 минимальных зарплат. При этом налоговые льготы обходятся предприятиям в 800 америк.долл. в квартал.

Примером создания технополисов может служить техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный (ТЭП КАС), созданный согласно инновационной программе, реализуемой в рамках федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., Конструирующей идеей программы ТЭП КАС является создание и поддержание в динамичном состоянии территориальной системы, ориентированной на выпуск наукоемких, а также редких видов продукции.

Основными целями Программы ТЭП КАС являются:

вывод системы хозяйства из депрессивного режима существования и обеспечение устойчивого развития в стратегически важном районе Комсомольск-Амурск-Солнечный.

разработка локальной экономической политики, обеспечивающей рациональное развитие регионально ориентированной системы хозяйства на данной территории

перевод хозяйственного комплекса данной территории от дотационно-бюджетных форм обеспечения на принципы саморазвития на основе освоения промышленно-индустриального и природно-ресурсного потенциала территории.

Эколого-экономические регионы. В конце 60-х годов промышленно развитые страны столкнулись с проблемами, которые невозможно было решить в рамках старой модели развития. Ускоряющиеся темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнений окружающей среды.

Экономика должна удовлетворять потребности людей, но ее рост должен вписываться в пределы экологических возможностей планеты. Вместо хаотичного беспредельного роста необходимо сбалансированное устойчивое развитие цивилизации. Таким образом потребовалась смена основной экономической парадигмы. Доминирующей становится идея динамичного и сбалансированного развития экономики, природы и общества.

Разработка и воплощение концепции устойчивого развития нашли отражение и в процессе эволюции форм особых экономических зон.

Новым явлением в практике создания особых экономических зон стало появление нового их вида - эколого-экономических регионов (ЭЭР). Большинство из них расположено в развитых странах на уникальных, экологически значимых территориях. Как правило, это горные территории, территории с благоприятным климатом и потенциальными рекреационными возможностями.

Важным отличием ЭЭР от других видов особых экономических зон является характер осуществляемой здесь предпринимательской деятельности. ЭЭР специализируются на таких сферах бизнеса, которые не загрязняют природную среду, это туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации, дизайн, др.), сфера образования и др.

ЭЭР можно считать отдельные кантоны Швейцарии. В России статус ЭЭР носит Республика Алтай. Создание эколого-экономического региона «Алтай» должно по замыслу его создателей способствовать комплексному социально-экономическому развитию Республики Алтай, повышению благосостояния населения, возрождению духовности, религий, традиций, обычаев, ремесел, промыслов народных и этнических групп путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций, передовой техники, технологии и управленческого опыта.

Цели создания ЭЭР «Алтай» следующие:

обеспечение охраны жизни и здоровья человека

сохранение природного, исторического и культурного наследия

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов

рациональное использование. Сохранение, а также восстановление и воспроизводство природных ресурсов с учетом законов природы и новейших достижений науки и техники, позволяющих эффективно внедрять высокие, безотходные и ресурсосберегающие технологии, выпускать экологически чистую продукцию

проведение государственной культурологической, экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции предприятий и производства любой продукции

гласность в работе по вопросам экологической безопасности.

Правовые, экономические и организационные основы ЭЭР «Алтай» закреплены в Законе Республики Алтай «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования эколого-экономического региона «Алтай», принятом 10 апреля 1997 г.

Эколого-экономический регион - это, во-первых, экспериментальная площадка для формирования экологической мини-модели будущего, где гармонично существуют и взаимодействуют природа и человек. Такая гармония обеспечивается безопасной во всех отношениях безопасной во всех отношениях хозяйственной деятельностью человека. Во-вторых, это прообраз будущего духовного центра, ибо Алтай как уникальный уголок планеты обладает для этого как природным потенциалом, так и богатым историческим, духовным, культурным, религиозным наследием. Эти две задачи определяют рамки деятельности предприятий на территории ЭЭР. Приоритетными сферами для инвестиций являются современные технологии по глубокой переработке пуха, овечьей шерсти, кож, мяса, пантов маралов и оленей, древесины и лекарственно-технического сырья, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство малых ГЭС, ТЭС, создание инфраструктуры международного уровня для отдыха и туризма. Для участников ЭЭР установлены налоговые льготы, в частности, они освобождаются на 5 лет от уплаты налога на прибыль (доход) и налога на добавленную стоимость в части, поступающей в бюджет Республики Алтай, а также от всех республиканских налогов, зачисляемых в республиканский бюджет (кроме перечисленных в ст. 7 закона).

В соответствии со ст.7 закона все налоги в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также плата за нарушение экологических нормативов, лицензионные сборы, плата за природные ресурсы, подоходный налог, отчисления в фонды (пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования) подлежат уплате участниками ЭЭР в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Кроме того, согласно ст.8 закона, из объекта налогообложения при перечислении налога на прибыль (доход) в части, поступающей в бюджет Республики Алтай, исключаются в полном объеме суммы, направляемые участниками ЭЭР на реинвестирование программ экономического и социального развития региона, суммы процентов за долгосрочные кредиты и займы, фактически используемые для реализации различных программ развития ЭЭР.

Ст.13 закона гарантирует защиту вложенных участниками ЭЭР инвестиций, а также стабильность правовых и экономических условий их деятельности в соответствии с законодательством в течение всего срока действия договора, заключенного ими с Дирекцией ЭЭР.

Для субъектов малого предпринимательства, являющихся участниками ЭЭР, устанавливается ставка единого налога на валовую выручку - 3,33%.

Практическое управление ЭЭР осуществляет дирекция. Ей дано право освобождать на 5 лет предприятия, финансовые организации и их филиалы (российские, совместные, иностранные) от налогов, платежей и сборов (включая НДС и акцизы), взимаемых в бюджет Республики Алтай.

Существуют проблемы развития ЭЭР, решение которых зависит от местных и федеральных властей. Прежде всего это несовершенство законодательной основы на федеральном уровне, что приводит к неоднозначности в толковании законов о местных налогах, в понимании места расположения предприятий и т.д.

Вторым ЭЭР в России могут стать кавказские Минеральные воды в Ставропольском крае.

Серьезным тормозом в становлении оффшорных зон России является отсутствие федерального закона о свободных (особых) экономических зонах. Трудно рассчитывать на первичные капиталовложения в развитие оффшорных зон со стороны Правительства РФ - нет средств. Предприниматель не рискует. В этом отношении принятие законодательным собранием -Эр Курултаем Республики Алтай - своего закона является весьма позитивным фактором, уменьшающим риски возможных инвесторов. При этом республика и Дирекция ЭЭР получают мощные внебюджетные фонды и могут предоставлять льготные долгосрочные кредиты и полноценные гарантии инвесторам в ЭЭР.

Поступление средств в бюджет республики осуществляется за счет инвестиционных вкладов предприятий - нерезидентов, вносимых ими при регистрации в качестве участников ЭЭР, и регулярно (ежеквартально) за пользование льготами ЭЭР. (Льготы участникам - нерезидентам включают освобождение их от местных налогов и налога на прибыль в части, поступающей в местный бюджет, что является обоснованным, поскольку эти предприятия не ведут экономической, коммерческой и другой деятельности на территории ЭЭР.) Участники ЭЭР оплачивают по месту регистрации подоходный налог, пенсионные взносы и другие обязательные отчисления из фонда оплаты труда, остающиеся, как правило, в данном регионе. Эти средства распределяются в рамках программы развития ЭЭР для решения социальных проблем, пополнения бюджета региона, помощи предприятиям, поддержание инфраструктуры и др. Кроме того, участники ЭЭР, используя льготы по налогам, способны не только выживать, но и развиваться, выдавать зарплату сотрудникам, обновлять производственные мощности и др., что выгодно и для регионов, в которых они существуют.

До настоящего времени Республика Алтай была сугубо дотационной. Предприятия республики обеспечивают только 5-10% поступлений в бюджет республики. Однако тенденция развития ЭЭР показывает, что если вначале 1997 г. было около 500 предприятий-участников ЭЭР, то к настоящему времени зарегистрировано уже более 2 тыс. участников и они обеспечивают поступление в бюджет 25%. Через год-два республика перестанет быть дотационной.

ЭЭР - основной фактор сохранения и становления молодой республики. Тому способствует и ее геополитическое положение, богатейший рекреационный потенциал, нарастающий интерес деловых кругов России, мировой общественности к Горному Алтаю как к памятнику природного и культурного наследия человечества.

Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 года № 17 была утверждена Федеральная целевая программа комплексного развития приграничного поселка Забайкальск. Серьезную помеху в российско-китайском приграничном торгово-экономическом сотрудничестве представляет неразвитость транспортной, торговой и социально-бытовой инфраструктуры на железнодорожной станции и приграничном поселке Забайкальск Читинской области. Отсутствие современной производственно-торговой и социально-бытовой инфраструктуры в поселке снижает эффективность взаимовыгодных межгосударственных торгово-экономических связей России и Китая и ведет к огромным потерям.

Задержка комплексного развития п. Забайкальск вынуждает Китай и другие страны АТР перемещать грузопотоки на другие регионы. Это сокращает объем товаров, перевозимых по Транссибирской железнодорожной магистрали.

Решение проблемы Забайкальского транспортного узла будет способствовать расширению торгово-экономических связей с Китаем, преодолению кризисной ситуации в российской экономике.

Учитывая реальное положение дел, сложившееся на забайкальском участке российско-китайской границы и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества России с Китаем основной целью Программы является обеспечение расширения торгово-экономического сотрудничества России с Китаем и увеличение ежегодного товарооборота в 2,5 раза, восстановление роста международных грузопотоков на Транссибирской железнодорожной магистрали и сухопутном международном автомобильном пункте пропуска Забайкальск-Маньчжурия (МАПП).

Реализация поставленных целей позволит решить следующие основные задачи:

- создать необходимую инфраструктуру в п. Забайкальск, обеспечивающую рост товарооборота между Россией и Китаем;

- осуществить строительство международного торгового комплекса с последующим преобразованием его в свободную таможенную зону торгового типа;

- усовершенствовать транспортное автомобильное и железнодорожное обеспечение торгово-экономических связей между Россией и КНР.

Таким образом, опыт создания особых экономических зон в России показывает, что создание в границах Республики Бурятия таких зон при определенных условиях может активизировать социально-экономические процессы в республике и способствовать экономическому росту.

Хандуев П.Ж. (НХ РБ)

Меньшиков Е. (БИП СО РАН)

Источник - http://egov-buryatia.ru/zak/documents/inf_vestnik/3/6.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий