» » Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. "Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики"

Кархова И.Ю., Кунаков Д.А. "Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики"

Автор: rosez от 22-10-2007, 17:32

№ 9 (Сентябрь) 2007 Российский внешнеэкономический вестник

И.Ю. Кархова
Кандидат экономических наук (Всероссийская академия внешней торговли)

Д.А. Кунаков
Аспирант (Всероссийская академия внешней торговли)


Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики


Формирование в России рыночной экономики предполагает активную вовлеченность страны в процесс международного разделения труда. На сегодняшний день положение России во внешней торговле товарами и услугами не столь благополучно, как могло бы быть. Снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, преобладание в импортных поставках продовольствия и предметов потребления, усиление топливно-сырьевой направленности отечественного экспорта несут угрозу национальной безопасности страны и отрицательно сказываются на развитии многих отраслей отечественной экономики. Эффективное использование природных богатств – далеко не достаточное условие для устойчивого экономического роста, порой только отвлекающее от решения ключевых задач развития. Поэтому одной из важнейших целей остается реструктуризация экономики и создание производств, выпускающих качественные и востребованные рынком товары.

Сложившаяся в России на данный момент инфраструктура не в состоянии обеспечить решение задач экономического роста страны теми темпами, которые позволяет достигнуть складывающаяся экономическая ситуация во многих регионах нашей страны, и существует настоятельная потребность в ускоренном решении проблем, сдерживающих развитие производственной инфраструктуры.
По результатам мониторинга перспективных инвестиционных проектов частных компаний в регионах Российской Федерации (более 600 млрд. долларов инвестиций в ближайшие 10 лет) установлено, что в 90% случаев основным ограничением реализации проекта является недостаточное развитие инфраструктуры.

Последние 6 лет Россия демонстрирует значительные темпы развития экономики. Только в первом полугодии 2006 года ВВП России составил 12 трлн. руб. Внутренний рынок становится все более привлекательным, обостряется конкурентная борьба за российского потребителя.

Россия достигла "инвестиционного" рейтинга у Moody’s и Standart & Poors (Baa2 и BBB), т.е. международные рейтинговые агентства рекомендуют вкладывать инвестиции в нашу страну. Так, за 9 месяцев 2006 года, в Россию поступило 20 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. При этом до последнего времени не существовало инструментов для привлечения иностранных инвесторов в форме таможенных, налоговых и иных льгот.

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Что же такое особая экономическая зона? В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка ОЭЗ. Существующие определения охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности.
В 1960—70-е гг., когда в мире преобладали свободные торговые зоны, Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, май 1973 г.) заложила в основу создания этих зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с этим принципом зона свободной торговли (или «зона-франко») определяется как часть территории страны, в которой любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории и не подлежат обычному таможенному контролю и налогообложению. [18, 125-129] Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях этой страны. Это означает, что товары, импортируемые в зоны свободной торговли из-за границы, не декларируются, в то же время местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а только облегчают его.

Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в особой экономической зоне, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование, налогообложение, административный режим, лицензирование, визовое оформление, банковская деятельность, имущественные отношения (в том числе касающиеся прав на землю на территории особой экономической зоны), предоставление концессий, гарантии прав инвесторов, управление зоной. Определенную специфику в особой экономической зоне могут иметь также нормы трудового и социального законодательства[14, 27-30; 15, 17]

В 1970—80-е гг. во всем мире, в особенности в развивающихся странах, широкое распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), что отражало общую тенденцию к смене импортозамещающей модели на экспортно-ориентированную путем развития отраслей, специализирующихся на производстве товаров исключительно для внешнего рынка. Быстрый рост этих зон способствовал резкому увеличению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и подъему экономики в первую очередь в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, что позволило многим из них стать крупнейшими экспортерами мира.
Одно из определений экспортно-производственных зон, предложенное Всемирным банком (1992), характеризует их как встроенные в территорию страны промышленные платформы, специализирующиеся на экспорто-ориентированном обрабатывающем производстве и предлагающие фирмам, зарегистрированным в ЭПЗ, режим беспошлинной торговли, либеральное налоговое и иное регулирование. [19, 17] Другое определение, данное Международной организацией труда (1998), описывает ЭПЗ как промышленные зоны со специальной системой льгот для привлечения иностранных инвесторов, где импортируемые материалы подвергаются определенной переработке, а затем реэкспортируются. [19, 18] Таким образом, ЭПЗ представляют собой анклавные образования в рамках таможенной территории страны с преференциальным налоговым режимом и минимумом административных формальностей. Производство в ЭПЗ преимущественно или исключительно ориентировано на экспорт.
Эксперты ООН (1993) также дают определение ЭПЗ, которое не может быть распространено на все виды свободных экономических зон, хотя и подчеркивает некоторые их характерные черты — экспортную направленность и льготный режим функционирования предприятий: «Свободные экономические зоны — это обособленные районы, представляющие часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот». [19, 25]
Определение, которое можно распространить на многие виды зон, дается в ряде научных работ и учебных пособиях, подготовленных российскими учеными. Так, авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» (1997) В.Г. Игнатов и В.И. Бутов дают следующее определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач». [17, 47]
В плане конкретной формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет ОЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предприятий (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы, действующие в ОЭЗ. Однако это определение не совсем полно отражает содержание механизма функционирования ОЭЗ.
В современных теоретических работах экономистов и правоведов, посвященных проблемам особых экономических зон, их сущность трактуется более широко: они определяются как инструмент выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, или как уникальная форма государственно-частного партнерства. [19, 24] Эта формулировка понятия «свободная зона» охватывает весь спектр явлений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования. При таком подходе свободная зона — это не только и не столько обособленная географическая территория, сколько часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях.

При всем разнообразии особых (свободных) экономических зон в мире и их теоретических концепций существо данного явления состоит в создании на определенном участке страны экономического оазиса, который имеет: беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров и услуг, налоговые льготы, упрощенные административные процедуры, льготные условия для вложения иностранных инвестиций и тесно связан с мировым рынком.
Таким образом, при первом приближении можно определить особую (свободную) экономическую зону как относительно обособленную часть территории страны, на которой устанавливается особый правовой режим для бизнеса, включающий налоговые, таможенные, административные и гражданско-правовые льготы и гарантии.
Недавно принятый Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон № 116-ФЗ) трактует это понятие аналогичным образом. Согласно ст. 2 данного Закона, особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ, часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности. [6]
Цели создания ОЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания ОЭЗ:
• активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;
• привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;
• повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;
• увеличение экспорта и рационализация импорта;
• рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. Социальными целями являются:
• создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
• обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;
• насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;
• рост благосостояния и уровня жизни населения;
• ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели направлены на:
• активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
• ускорение внедрения результатов НИОКР;
• концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
• привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;
• повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.
Несмотря на разнообразие особых экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне:
1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:
■ таможенные льготы — снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;
■ фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения — так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов;
■ финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде — за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно — в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т. д.;
■ административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2—3 лет деятельности предприятия в особой зоне;
2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;
3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;
4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку. [13, 55; 16, 12-15]
Как показывает мировой опыт, в результате применения комплекса льгот норма прибыли в особой (свободной) экономической зоне составляет 30—35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4—5 лет).
При этом в соответствии с мировой практикой, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.

Таким образом, можно сделать вывод, что особая (свободная) экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

Несмотря на все очевидные преимущества ОЭЗ, процесс их образования в России не получил должного развития. Возникающие при функционировании ОЭЗ проблемы носили разноплановый характер. Они требовали решения организационных, нормативно-правовых, управленческих, информационных и методических вопросов.
Всего в России на момент принятия Закона № 116-ФЗ, положившего начало новой волне реализации проекта особых зон, насчитывались 24 специальные экономические зоны. Главными из них являлись «Янтарь» в Калининградской области, парк высоких технологий в Зеленограде; особые зоны в Находке и на Сахалине; свободные таможенные зоны вокруг аэропортов в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако Закон №116-ФЗ прямо предусмотрел прекращение существования на территории России всех свободных и особых экономических зон, созданных до введения его в действие, за исключением двух зон: в Калининградской и Магаданской областях.
Существует общее правило: десятки стран мира за последнее 10 лет использовали механизм особых экономических зон. Во многих случаях он был довольно неудачен. Однако все успешные национальные рывки вперед опирались на использование ОЭЗ. То есть этот механизм сложный, рискованный, но необходимый для политических и экономических прорывов. Государство пытается и будет пытаться найти инструменты ускорения экономического развития. Как и всякое вмешательство государства, эти решения сопряжены с определенными рисками. При этом очень важно, чтобы законодательство устанавливающее правила игры, такие риски учитывало.

Принятый федеральный закон учитывает такие риски и негативный опыт создания зон начала 1990-х годов. В нем исключаются индивидуальные соглашения, даются единые правила создания и функционирования зон, это закон прямого действия, не допускающий индивидуализма региональных властей и торга вокруг механизмов и льгот. Кроме этого, внедрение конкурсных механизмов, определение критериев отбора, прозрачность и конкурентность при принятии решений о присвоении статуса особой экономической зоны, создание экспертных советов и межведомственных комиссий, разработка индивидуальных концепций для каждой ОЭЗ существенно увеличивает доверие бизнеса к этому инструменту экономической политики.
Главные задачи современных российских ОЭЗ – стимулировать приток инвестиций в производственный сектор обрабатывающих отраслей экономики, сформировать уникальную деловую среду для активного развития инновационного бизнеса, производства научно-технической продукции и вывода ее на внутренний и внешний рынок, способствовать диверсификации экономики и развитию транспортной инфраструктуры, стать дополнительным фактором улучшения предпринимательского климата, компенсировать недостатки нашей правоприменительной практики.

Представляется наиболее целесообразным, чтобы проекты, реализуемые в рамках особой экономической зоны были связаны единой концепцией, формировали целостный кластер, то есть планируемые к строительству предприятия были взаимодополняющими. Реализации региональной кластерной политики в рамках проекта по созданию особых экономических зонах, способствует повышение эффективности коммуникации между бизнесом и властью, формированию единого видения развития бизнеса и региона, развитию взаимодействия между поставщиками и производителями, образовательными учреждениями, финансовыми и государственными институтами. За счет развития специализации и аутсорсинга, оптимизации внутреннего взаимодействия происходит повышение эффективности деятельности участников кластера, а также развитие региональной инфраструктуры (транспортной, информационной, образовательной и т.д.). В итоге это приводит к максимальному использованию конкурентных преимуществ региона, что в макроэкономическом масштабе, позволяет повысить уровень благосостояния не только одной отрасли, но и взаимосвязанных с нею секторов, благодаря синергетическому эффекту внутри кластера, который не может возникнуть у разрозненных производителей.

Важно, чтобы в этих проектах прослеживалась инновационная составляющая. При этом акцент делался на отрасли с высокой добавленной стоимостью, экспортной направленностью и мультипликативностью. Особые экономические зоны по идеологии – это поддержка рентабельных коммерческих проектов и стимулирование эффективных инвесторов, для которых государство лишь создает условия более быстрого и удобного их осуществления. Необходимо стремиться к тому, чтобы в зонах размещались прежде всего те производства, которые ориентированы на экспорт продукции, не имеющей аналогов на территории России, это могло бы дать оптимальный эффект с точки зрения неискажения конкурентной среды на российском рынке.

Анализ мировой практики показывает плодотворность использования такого организационного механизма как особые экономические зоны. Формирование таких зон сопровождается целым рядом дополнительных, а в отдельных случаях - эксклюзивных мер экономического и административного характера, обеспечивающих эффективное функционирование таких образований и интенсификация их влияния на всю социальную систему. К числу таких мер помимо льгот для резидентов ОЭЗ относятся многочисленные примеры их косвенной поддержки - инвестиционное консультирование, содействие в патентной защите, централизованный PR особой экономической зоны. Этот аспект пока остается в России совершенно непроработанным, хотя является очень важным.
Специализация сегодняшних ОЭЗ в России «мягкая», жесткой специализации на определенном виде производств сейчас не практикуется. С одной стороны, жестко специализировать российские ОЭЗ – значит отсечь возможность для более интенсивного развития целого ряда других направлений. Однако существуют и другие точки зрения на этот счет, основанные на мировом опыте, которые утверждают, что в России возможна, желательна и необходима более узкая специализация таких «точек роста».

Страны, которые достигли успеха в реализации инновационной политики, как правило, сосредотачивали очень большие ресурсы, - причем, как государства, так и бизнеса, - на очень четко отобранных приоритетных направлениях. Перед формированием соответствующих программ, проводились исследования в виде технологического прогнозирования и предвидения. На основе проведенного анализа формировался сценарный план развития экономики, опирающийся на сильные стороны в конкретных областях, и под этот план выстраивались все меры государственной поддержки, активность бизнеса, общественная политика.
Именно последовательная работа по определению приоритетов в направлении дальнейшего движения и позиции, на которой сейчас находиться наша страна, концентрация на конкретных направлениях, и может стать толчком для осуществления предельно осознанных шагов по созданию так называемой национальной инновационной системы, которую нужно создавать как инструмент для реализации выработанной стратегии. Во главе всего должна встать стратегия, необходимо принимать решения в стратегическом формате. При этом стратегию нельзя создавать просто как некий набор институтов развития: особых экономических зон, технопарков и венчурных фондов, каждый шаг должен быть ступенькой к выбранной цели.
Необходимо осознание того, что мировая экономика в целом перемещается в область высоких технологий, оставляя традиционное производство странам, не входящим в число лидеров. Отсюда очень четкая ориентация Китая и энергичное движение Индии, очень быстро в эту сторону перестраиваются экономики стран Латинской Америки и Азии.

Китай объявил одиннадцатую пятилетку пятилеткой перехода на инновационный путь развития экономики. Страна, в которой по экспертным оценкам, лучше всех в мире обстоит дело с производством и индустриальным развитием, и которая могла бы продолжать наращивать объемы промышленного производства и расти такими темпами, которые многим не под силу, однако меняет вектор своего развития и прилагает огромные усилия для того, чтобы уйти от имиджа нации с низким уровнем собственных фундаментальных разработок. Существующая в стране система грантов позволяет китайским студентам, отучившимся в американских университетах и ставших специалистами, вернуться в Китай для начала собственной карьеры.

Похожие вещи происходят в Индии, которая даже в большей степени, чем Китай, взяла курс на развитие инновационных секторов экономики, это подтверждает опыт Бангалора – кластер компаний в сфере инновационно-телекоммуникационных технологий, растущий с огромной динамикой.

В настоящее время необходимо, используя инструменты народно-хозяйственного прогнозирования, выработать стратегию инновационного развития для всей страны, объединить усилия государственных органов и подключить бизнес, доведя до него информацию, о тех сферах, которые государство будет поддерживать, в какие области будет инвестировать средства и какие направления считает приоритетными. Такое выстраивание процесса может привести к результатам, которые достигли страны, осознанно и полноценно вставшие на путь инновационного развития.
Механизм особых экономических зон в общей стратегии дальнейшего развития страны необходим для того, чтобы показать национальному деловому сообществу полный цикл бизнеса: от обучения специалиста, появления компании на основе бизнес-идеи и технологии, разработанных этим специалистом, условия ее существования, издержки, потенциальные рынки и объем продаж, до получения прибыли. Этот инструмент может позволить потенциальным инвесторам диверсифицировать свой бизнес и сравнивать те сферы, куда целесообразнее вкладывать имеющиеся средства.

В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, высокое налоговое бремя в секторах, производящих несырьевую продукцию, а также неразвитость производственной инфраструктуры и забюрократизорованность многих сфер деятельности) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы в рамках зон с особым экономическим режимом.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик (табл. 1.1).

Причем для инвесторов налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся только на третьем-четвертом месте. Опросы показывают, что для инвестора самое главное - создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий. Инвестору необходимо четко понимать, кто будет представлять государство в зоне, с кем он будет иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы и насколько будут качественно предоставляться услуги, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ. Все это и создает дружественную среду администрирования, в которой нуждается российский и иностранный инвестор, планирующий реализовывать свой проект в российской ОЭЗ.

На втором месте - создание инженерно-транспортной инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней. Это дороги, коммуникации, здания, при необходимости реконструкция и строительство аэропортов. Кроме этого при ОЭЗ создается социальная инфраструктура: жилье, детские сады, школы и все необходимое для жизни и деятельности специалистов.

Режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства и может достаточно эффективно стимулировать экспорт. Он позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины. И после переработки вывозить либо на территорию РФ в режиме экспорта, то есть с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенной пошлины.

Что касается налоговых преференций, они незначительны: освобождение от земельного и имущественного налогов осуществляется региональными законами, принимаемые местными законодательными собраниями. Ставка налога на прибыль уменьшается на 4 процентных пункта, зачисляемого в бюджет субъекта РФ. Кроме того, в технико-внедренческих зонах ставка ЕСН снижена до 14%.

Издержки ПП ОЭЗ ТВ ОЭЗ
Административные барьеры 5-7% 3-5%
Инфраструктура 10-12% 8-10%
Концентрация производства 5% 7%
Налоги 3-5% 5-7%
Всего 23-29% 23-29%

Табл. 3.1 Снижение издержек компаний-резидентов ОЭЗ

Кроме перечисленных выше преимуществ и преференций, предоставляемых потенциальным инвесторам в российских ОЭЗ, нельзя не упомянуть о концентрации производства или кластерном подходе при формировании ОЭЗ.

Кластерный подход на региональном уровне при создании особых экономических зон дает следующие преимущества:
Во-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, которая опирается на совместную научную базу. Новые производители, приходящие из других отраслей кластера, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий. Происходят свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации.

Во-вторых, предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.

В-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров является наличие в их структуре гибких предпринимательских структур — малых предприятий, которые позволяют формировать инновационные точки роста экономики региона.

В-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны для развития малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши.

Таким образом, совокупность всех преференций от реализации инвестиционного проекта в российской особой экономической зоне, дает потенциальным компаниям-резидентам от 20 до30% экономии на издержках, что в рыночных условиях предоставляет компаниям солидное конкурентное преимущество.
На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

Рис. 3.1 Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ в России (не приводится)

В особых экономических зонах промышленно-производственного типа очень выгодно размещать современные, высокотехнологичные производства, требующие импорта оборудования и комплектующих из-за границы. Это объясняется тем, что поставляемые на территорию зоны оборудование и компоненты освобождаются от уплаты импортных пошлин и НДС на время их нахождении на территории особой экономической зоны.

Кроме того, резиденты зоны освобождаются от ряда местных налогов сроком на 10 лет – не платится налог на имущество, земельный налог и транспортный налог, а налог на прибыль снижается на 4% и составляет 20%.

ОЭЗ промышленно-производственного типа созданы в настоящее время в Липецкой области и Республике Татарстан.

ОЭЗ «Липецк» размещена на территории Грязинского района Липецкой области; площадь ОЭЗ 10,3 кв. км. Основными направлениями предполагаемой деятельности Липецкой ОЭЗ являются: производство бытовой техники, производство холодильного оборудования, производство электроинструмента, производство строительных материалов; производство изделий из стекла и пластмасс, производство медикаментов и химикатов.

ОЭЗ "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан; площадь ОЭЗ - 20 кв.км. Основные направления предполагаемой деятельности ОЭЗ в Республике Татарстан: производство автомобилей и комплектующих, производство строительных материалов, производство продукции нефтехимического направления, производство изделий из пластмасс.
На территориях ОЭЗ промышленно-производственного типа уже активно ведется строительство объектов инфраструктуры. В ОЭЗ ППТ «Алабуга» Республика Татарстан готов к вводу в эксплуатацию Административно-деловой центр площадью 11 000 кв.м. К концу 2007 г. планируется завершить строительство I очереди объектов инфраструктуры ОЭЗ в Татарстане и Липецкой области.

При этом строительство объектов резидентов опережает строительство объектов инфраструктуры ОЭЗ. Особенно это сильно заметно в части объектов таможенной инфраструктуры. В настоящее время в ОЭЗ промышленно-производственного типа зарегистрировано шесть резидентов, четыре из них - на территории ОЭЗ в Липецкой области и 2 работают в ОЭЗ «Алабуга».

Инновационная экономика - это веление времени. Практика последних лет показывает, что наиболее динамично развиваются те страны, где высокие технологии испытывают бурный подъем, где пристальное внимание развитию инноваций уделяют государство, общество, где стимулируется частный бизнес. Именно это сейчас и происходит в странах Юго-Восточной Азии, Тайване, Китае, Японии, а также Индии и Ирландии.

Высокие технологии позволяют вывести экономику страны, которая считает для себя приоритетным их развитие, на совершенно новый качественный уровень. Специалисты утверждают: в секторе информационных технологий высок уровень добавленной стоимости. И этим интеллектуальный продукт выгодно отличается, например, от продукта сырьевого сектора экономики.

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа создаются с целью развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции. Миссия технико-внедренческих ОЭЗ – создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределе
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий