» » Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон//С.А. Рыбаков, Налоги. 2010. N 3. С. 9 - 14.

Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон//С.А. Рыбаков, Налоги. 2010. N 3. С. 9 - 14.

Автор: rosez от 21-09-2010, 14:21
Ry'bakov S.A. Peculiarities of legal status of residents of special economic zones.

Рыбаков С.А., соискатель кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений (г. Москва).

Статья посвящена исследованию особенностей правового статуса резидентов особых экономических зон в России. Анализируются условия, предшествующие получению статуса резидента ОЭЗ, и процедура его получения; правоспособность резидента ОЭЗ, запреты и ограничения, гарантии статуса резидентов; а также основания прекращения их статуса. Приведено обобщающее определение правового статуса резидента особой экономической зоны.

Ключевые слова: особая экономическая зона, правовой статус резидента, правовое положение резидента, права резидента особых экономических зон, правоспособность резидента особых экономических зон.

The article deals with the study of peculiarities of legal status of residents of special economic zones in Russia; analyses conditions preceding acquisition of the status of resident of SEZ and the procedure of acquisition thereof; legal capacity of the resident of SEZ, prohibitions and limitations, guarantees of the status of residents and also grounds for cancellation of their status; gives general definition of legal status of resident of special economic zone.

Key words: special economic zone, legal status of resident, rights of resident of special economic zones, legal capacity of resident of special economic zones.

Как отмечается в научных публикациях по проблемам функционирования и развития особых экономических зон в РФ, "ключевым моментом в механизме правового регулирования отношений, складывающихся в особых экономических зонах, является наделение особым статусом резидента особой экономической зоны" <1>.
--------------------------------
<1> Трошкина Т.Н. Перспективы регионального развития в свете формирования особых экономических зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного регулирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. N 1(4). С. 46.

В действующем российском законодательстве отсутствует дефиниция родового понятия "резидент особой экономической зоны". При этом законодатель пошел по пути формирования видовых понятий резидентов ОЭЗ промышленно-производственного, технико-внедренческого, туристско-рекреационного и портового типов. Следует согласиться с исследователем К.Н. Ниловым, что "в российском законодательстве предусмотрена возможность существования нескольких видов резидентов особых экономических зон, правовое положение которых в значительной степени зависит от типа созданной особой экономической зоны" <2>.

--------------------------------
<2> Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия "Экономические и юридические науки". Вып. 9. Калининград, 2007. С. 49.

Правовому положению резидентов особой экономической зоны посвящена гл. 4 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. от 25 декабря 2009 г.) <3> (далее - Федеральный закон об особых экономических зонах; Федеральный закон N 116-ФЗ), включающая всего три статьи - ст. ст. 9 - 11.

--------------------------------
<3> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

Ставя вопрос о специфике правового положения резидентов ОЭЗ, нам представляется необходимым исследовать такие аспекты, как: условия, предшествующие получению статуса резидента, и процедура его получения; правоспособность, запреты и ограничения, гарантии статуса резидентов; а также основания прекращения их статуса. Целостный анализ в формате указанных аспектов позволит прийти к пониманию ключевых отличий статуса резидентов особых экономических зон.

Общие условия получения статуса резидента можно выделить исходя из анализа положений, представленных в ч. 1, 2, 2.1 и 2.2 ст. 9 Федерального закона об особых экономических зонах. В соответствии с чем можно обозначить следующие группы требований к приобретению статуса резидентов особых экономических зон, которые связаны: а) с организационно-правовой формой претендента; б) с необходимостью государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности; в) с заключением соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ; г) с инвестиционными вложениями в развитие ОЭЗ, а также с обеспечением уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении деятельности (для отдельных видов экономических зон). Рассмотрим детальнее указанные условия приобретения статуса резидента особой экономической зоны.
1. Организационно-правовая форма претендента. Согласно законодательным положениям в качестве резидентов промышленно-производственной и портовой особых экономических зон может быть признано только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (кроме унитарного предприятия) (ч. 1 и 2.2 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ). Потенциальными резидентами технико-внедренческих и туристско-рекреационных особых экономических зон могут быть как коммерческие организации (кроме унитарных предприятий), так и индивидуальные предприниматели.
Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

2. Государственная регистрация потенциального резидента в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель (в зависимости от типа ОЭЗ), претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны быть зарегистрированы на территории того муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (или на территории одного из муниципальных образований, если ОЭЗ расположена на территориях нескольких муниципальных образований).
Правовое значение акта государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя заключается в том, что именно с этого момента возникает общая правоспособность лица, которая прекращается после внесения записи в Единый государственный реестр юридических и индивидуальных предпринимателей о ликвидации (ст. ст. 49, 51, 63 ГК РФ).
3. Заключение соглашения о ведении предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, претендующие на статус резидента ОЭЗ, должны заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении деятельности на территории особой экономической зоны. В юридических публикациях данное соглашение определяют, в частности, как "публично-правовой договор, заключаемый на основе норм Федерального закона об особых экономических зонах между резидентами особых экономических зон и их органами управления, устанавливающий взаимные обязательства в целях урегулирования общественных отношений, связанных с осуществлением промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и портовой деятельности в особых экономических зонах" <4>.


--------------------------------
<4> Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2008. С. 12 - 13.

4. Инвестиционные вложения в развитие ОЭЗ. Обязательным условием заключения соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в промышленно-производственных и портовых экономических зонах является обязательство потенциального резидента об осуществлении капитальных вложений.
Необходимо отметить, если ранее ставка инвестиций в развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа составляла не менее 10 млн. евро (за исключением нематериальных активов), то с 28 декабря 2009 г. Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <5> (далее - Федеральный закон N 340-ФЗ) были изменены размеры капитальных вложений для будущих резидентов данного типа ОЭЗ. Теперь согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона об особых экономических зонах резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 3 млн. евро, на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления особыми экономическими зонами. Условие об обязанности резидента вложить не менее 1 млн. евро в течение первого года деятельности - осталось неизменным.

--------------------------------
<5> Российская газета. N 5075. 2009. 28 дек.

Также на основании указанного Федерального закона N 340-ФЗ с 28 декабря 2009 г. были изменены ставки капитальных вложений для резидентов портовых зон - в размере не менее чем 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, в том числе новых морского порта, речного порта, аэропорта, и не менее чем 3 млн. евро при реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта (ч. 2 ст. 31.11 Федерального закона). Предыдущая редакция Федерального закона N 116-ФЗ устанавливала размеры капиталовложений для резидентов портовых зон - не менее 100, 50 и 3 млн. евро для случаев строительства или реконструкции объектов инфраструктуры портов.
Новацией Закона (в ред. 2009 г.) является то, что помимо требования об осуществлении капитальных вложений он устанавливает условие об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов при осуществлении портовой деятельности, размер которых в определенных Законом случаях не может быть менее: 30, 10, 2,5 млн. руб. (ч. 3 ст. 31.11 Федерального закона N 116-ФЗ). Без обязательного соблюдения указанного требования соглашение об осуществлении деятельности в портовых ОЭЗ не может быть заключено.

Как видим, основные отличия по условиям приобретения статуса резидентов ОЭЗ заключаются в субъектном составе потенциальных резидентов, а также в наличии или отсутствии финансового барьера в виде обязанности осуществить капитальные вложения в развитие ОЭЗ или осуществить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в определенной сумме.

Организационно-правовым фактором получения статуса резидента ОЭЗ является необходимость соблюдения установленного Законом порядка прохождения административных процедур. Так, общий алгоритм получения статуса резидента особой экономической зоны един для всех претендентов на статус резидента особой экономической зоны (вне зависимости от ее типовой формы) и включает в себя следующие основные этапы:

1. Подача в территориальный орган уполномоченного Правительством федерального органа управления особыми экономическими зонами (Минэкономразвития России) заявки и комплекта документов для регистрации юридического или физического лица в качестве резидента особой экономической зоны.
2. Заключение с территориальным органом уполномоченного Правительством федерального органа управления особыми экономическими зонами соглашения о ведении экономической деятельности на территории особой экономической зоны.
3. Регистрация юридического или физического лица в качестве резидента особой экономической зоны, внесение в реестр резидентов особой экономической зоны и выдача свидетельства.
4. Сообщение территориальным органом уполномоченного Правительством федерального органа управления особыми экономическими зонами сведений о регистрации резидента в налоговый и таможенный органы, направление им копии соглашения о ведении экономической деятельности в ОЭЗ.
Необходимо отметить, что сроки от момента представления в уполномоченный орган заявки и сопутствующих документов на заключение соглашения о ведении экономической деятельности в качестве резидентов до включения в реестр резидентов ОЭЗ одинаковы для резидентов всех видов ОЭЗ. В общей сложности, суммируя отведенное законодателем время на соблюдение всех последовательно сменяющих друг друга процедур, связанных с получением статуса резидента ОЭЗ, можно сказать, что этот процесс занимает 53 дня.

Хотелось бы обратить внимание, что до принятия редакции Закона от 2009 г. в Федеральном законе об особых экономических зонах были предусмотрены различные сроки осуществления процедур по получению статуса резидента в зависимости от типа ОЭЗ. Так, более продолжительные сроки были предусмотрены для технико-внедренческих зон, что было связано с необходимостью рассмотрения документов экспертным советом. В то время как, к примеру, для промышленно-производственных зон условия о рассмотрении заявки и бизнес-плана экспертным советом в Законе не содержалось. Соответственно, сроки рассмотрения и принятия решений уполномоченным органом о наделении статусом резидента промышленно-производственной зоны были короче на 30 дней (время, отводимое для принятия решения экспертным советом). Как видно, нынешняя редакция Закона основывается на принципе выравнивания сроков применительно к этапам получения статуса резидента для всех типов ОЭЗ.

Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель признаются резидентом особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны (ч. 3 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ). Как отмечается в литературе, "это положение Закона имеет принципиальное значение, поскольку именно с момента приобретения статуса резидента особой экономической зоны лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности" <6>.
--------------------------------
<6> Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. N 5. С. 24.

К числу иных особенностей, характеризующих правовое положение резидентов ОЭЗ в РФ, следует отнести содержание их правоспособности, что обусловливает возможность осуществления строго определенных видов предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательской деятельности, которую резиденты вправе вести на территории ОЭЗ, зависят от типа ОЭЗ и осуществляются в пределах, предусмотренных соответствующими соглашениями (ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ). Частью 5 ст. 4 Закона установлены общие ограничения на осуществление определенных видов деятельности (ограничения правоспособности). Так, на территории особой экономической зоны не допускается:
1) разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство, за исключением производства прочей продукции из черных металлов, не включенной в другие группировки, производства полуфабрикатов из алюминия или алюминиевых сплавов, производства отливок, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
2) переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Правительством РФ могут определяться иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.
Следует отметить, что с принятием и введением в действие Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ значительно расширен перечень разрешенных видов деятельности в ОЭЗ, в том числе разрешено производство наукоемкой продукции в технико-внедренческих ОЭЗ и производство морских, речных и воздушных судов в портовых зонах. Кроме того, Законом разрешено ведение в особых экономических зонах некоторых видов деятельности, связанных с металлургическим производством. Указанные изменения призваны способствовать повышению уровня инвестиционной привлекательности особых экономических зон.
Помимо обозначенных выше требований и имеющихся ограничений в отношении возможной экономической деятельности резидентов на территории ОЭЗ, существует и ряд иных ограничений, которые показательны для характеристики правового статуса резидентов.
На наш взгляд, целесообразно указанные ограничения разделить на несколько видов, в зависимости от определенных критериев. Так, можно выделить ограничения организационного характера; ограничения функционального характера; ограничения, связанные с режимом объектов недвижимости на территории ОЭЗ.
К числу организационных ограничений помимо требований к субъектному составу относятся ограничения для резидентов на создание филиалов и представительств за пределами особой экономической зоны (ч. 4 ст. 10 Федерального закона N 116-ФЗ). Резидент особой экономической зоны должен быть зарегистрирован на определенной территории, ему запрещено открывать филиалы и представительства за пределами ОЭЗ. Данное требование соответствует положениям гражданского законодательства, которое предусматривает, что филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, но сами не обладают статусом юридического лица, что необходимо для претендентов на получение статуса резидентов особой экономической зоны.
В группу функциональных ограничений можно отнести ограничения, связанные с возможностью передачи прав и обязанностей резидентов иным лицам в порядке правопреемства. Резидент особой экономической зоны не вправе передавать свои права и обязанности по соглашению о ведении деятельности на территории особой экономической зоны и договору аренды земельного участка другому лицу, а резидент особой экономической зоны - арендатор земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, не вправе сдавать его в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять земельный участок в безвозмездное срочное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (ст. 35 Федерального закона N 116-ФЗ).

Кроме того, специальным функциональным ограничением можно считать запрет для лица, утратившего статус резидента портовой особой экономической зоны (в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне) на осуществление предпринимательской деятельности в особой экономической зоне на общих основаниях. При этом также подлежит расторжению договор аренды земельного участка (ч. 2 ст. 31.20 Федерального закона N 116-ФЗ).

Ограничениями, связанными с режимом объектов недвижимости на территории ОЭЗ, следует считать запрет на размещение объектов жилищного фонда на территории ОЭЗ (за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны) (ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ); запрет для портовых особых экономических зон на включение в себя имущественных комплексов, предназначенных для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров (ч. 2.2 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ); запрет на право собственности на земельные участки в границах особой экономической зоны, которые могут предоставляться только во временное владение и пользование исключительно на основании договора аренды (ч. 2 ст. 32 Федерального закона N 116-ФЗ), и ряд др.

Помимо ограничений и запретов в структуру правового статуса резидентов особых экономических зон входят гарантии реализации правоспособности данных субъектов предпринимательской деятельности. Федеральным законом N 116-ФЗ резидентам особых экономических зон предоставлено два типа гарантий: от неблагоприятного изменения налогового законодательства и гарантии на судебное разрешение споров. Указанные виды гарантий означают законодательно гарантированную стабильность налоговых и иных льгот, предоставляемых резидентам особых экономических зон, а также судебную защиту их прав и интересов.
Кроме того, сам Закон N 116-ФЗ является определенной гарантией для инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие особых экономических зон, так как правовая основа создания и деятельности таких зон, как и гарантии прав инвесторов, заложена на законодательном уровне и не может произвольно отменяться или изменяться подзаконными нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

Немаловажным представляется исследование вопроса, касающегося оснований и порядка лишения статуса резидента ОЭЗ.
Общий законодательный порядок лишения статуса резидентов в соответствии с положениями ч. 8 ст. 9 Федерального закона предусматривает только судебное решение вопроса в случаях, предусмотренных Законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной или портовой деятельности.

Основания для лишения статуса резидентов:
1. При неисполнении резидентом особой экономической зоны предписания об устранении нарушений до проведения внеочередной проверки лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по решению суда на основании заявления органов управления особыми экономическими зонами. Также на резидента может быть наложено административное наказание в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
2. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.
Здесь следует указать два принципиальных момента. Во-первых, лишение статуса резидента особой экономической зоны производится не в административном порядке, а на основании вступившего в законную силу решения суда, принятого по заявлению уполномоченных органов по управлению ОЭЗ. Во-вторых, для вынесения судом такого решения необходимо наличие не только неоднократных (два и более), но и существенных нарушений налогового и (или) таможенного законодательства.
Как представляется, использование законодателем термина "существенных" в данном случае не совсем корректно. Данный термин является оценочной категорией, законодательством же не установлено критериев существенности. В связи с этим на практике возможны споры и разногласия по поводу того, что считать существенным, а что нет.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что специфика правового статуса резидентов ОЭЗ связана с их функционированием в рамках особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны. Составляющие правового режима деятельности ОЭЗ связаны с особым административным, налоговым, таможенным режимами, режимом недвижимого имущества, установленными в ОЭЗ.
По нашему мнению, резидент ОЭЗ является особым субъектом предпринимательской деятельности, так как правовой статус резидентов особых экономических зон складывается из общего правового статуса юридических и физических лиц - участников предпринимательской деятельности и специальных норм, регулирующих их деятельность в качестве резидентов особых экономических зон.

Указанное положение означает, что механизм формирования правового статуса резидентов особых экономических зон включает два этапа. Первый этап связан с фактом государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности (общий правовой статус), второй - с процессом расширения и обогащения статуса посредством осуществления процедуры заключения соглашения об осуществлении экономической деятельности на территории ОЭЗ и включения субъектов предпринимательской деятельности в реестр резидентов особых экономических зон (специальный правовой статус). Фактически речь идет о двойном порядке регистрации резидентов ОЭЗ в отличие от иных субъектов предпринимательского права.
На основании приведенных определений и выявления отличительных признаков понятия резидента особых экономических зон разного типа в статье было показано общее и особенное в правовом статусе резидентов четырех видов ОЭЗ: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых по следующим критериям: условиям приобретения статуса (субъектный состав; инвестиционные условия, обеспечения таможенных плат); видам деятельности, разрешенной для осуществления; процедурам получения статуса; ограничениям и гарантиям, основаниям лишения статуса резидентов ОЭЗ.

Вместе с тем при всех различиях правового статуса резидентов ОЭЗ нельзя не отметить их общность, что предопределяется самой спецификой данных территориальных образований как особых зон ведения предпринимательской деятельности в условиях частно-государственного партнерства. В качестве общих признаков, характерных для резидентов всех типов экономических зон, в работе были показаны: некоторые условия и процедуры приобретения статуса; сроки получения статуса; ограничения и запреты; гарантии; основания и порядок лишения статуса резидента.
Выделение отличительных особенностей правового статуса резидентов всех видов ОЭЗ позволяет сформулировать обобщающее определение правового статуса резидента ОЭЗ. Правовой статус резидента особых экономических зон - правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, установленное в соответствии с законодательством об особых экономических зонах, в условиях особого режима экономической деятельности на территории особой зоны, связанное со специальным административным механизмом приобретения и реализующимся через специальную правоспособность, ограничения, запреты и гарантии, систему льготного налогообложения и таможенных преференций.

Литература

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2009 г.) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. N 251. 2009. 28 дек.
3. Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2006. N 4(20).
4. Бахтин С.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах России и офшорных зонах: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.
5. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. СПб., 2008.
6. Постатейный комментарий Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2006.
7. Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия "Экономические и юридические науки". Вып. 9. Калининград, 2007.
8. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2006. N 5.
9. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006.
10. Трошкина Т.Н. Перспективы регионального развития в свете формирования особых экономических зон в РФ: проблемы внешнеторгового и таможенного регулирования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2008. N 1(4).
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий