» » Елгина Д.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны//"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", № 4, 2006.

Елгина Д.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны//"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", № 4, 2006.

Автор: rosez от 23-10-2006, 11:32
С 9 июля 2006 г. вступили в действие два Федеральных закона - N N 76-ФЗ и 75-ФЗ от 03.06.2006. Закон N 76-ФЗ дополнил положения Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ): изменениями введен новый вид особых экономических зон (ОЭЗ) - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в РФ. Закон N 75-ФЗ дополнил некоторые главы НК РФ, установив налоговые льготы для резидентов таких ОЭЗ. О том, что такое туристско-рекреационная ОЭЗ, как стать ее резидентом, какие преимущества это дает, вы сможете узнать из данной статьи.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Стать резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ могут индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий). Для этого необходимо зарегистрироваться на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключить с органами управления ОЭЗ <1> соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности (далее - соглашение).

<1> Согласно п. 5.3.1 Постановления Правительства РФ от 19.08.2005 N 530 управление ОЭЗ осуществляют Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы.

Предметом соглашения являются взаимные обязательства резидента и органов управления ОЭЗ. Резидент ОЭЗ обязуется осуществлять на территории ОЭЗ туристско-рекреационную деятельность, предусмотренную соглашением, а органы управления ОЭЗ, в свою очередь, обязуются заключить с резидентом ОЭЗ договор аренды земельного участка, находящегося на территории ОЭЗ, а также договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, которые необходимы для осуществления деятельности резидента ОЭЗ.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод (п. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ). Какой-либо иной деятельностью резиденты ОЭЗ заниматься не вправе. Кроме того, им запрещено иметь филиалы и представительства за пределами ОЭЗ.

Передавать права и обязанности по соглашению другому лицу нельзя. Также установлен ряд запретов на распоряжение полученным в аренду земельным участком. Так, нельзя передавать арендные права в залог, вносить их в качестве вклада в уставный капитал, паевого взноса в производственный кооператив, передавать права и обязанности по договору аренды (перенаем), передавать земельный участок в субаренду и безвозмездное срочное пользование.

Согласно ст. 31.2 Закона N 116-ФЗ лицо, желающее получить статус резидента ОЭЗ, должно представить в органы управления ОЭЗ заявку на заключение соглашения, в которой должны содержаться сведения:
- о предполагаемой деятельности;
- о площади земельного участка;
- о государственном и (или) муниципальном имуществе.
К заявке прилагаются:
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копии учредительных документов (для юридических лиц);
- бизнес-план по установленной форме;
- положительное заключение банка или кредитной организации на представленный бизнес-план;
- иные документы, предусмотренные законодательством РФ для осуществления туристско-рекреационной деятельности.

Органы управления ОЭЗ в течение 10 рабочих дней со дня приема документов принимают и направляют заявителю решение о поддержке бизнес-плана и о заключении соглашения либо мотивированный отказ в заключении соглашения, который может быть обжалован в судебном порядке.

При отсутствии оснований для отказа соглашение заключается в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация приобретают статус резидента ОЭЗ после внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ. Запись о регистрации лица в реестр органы управления ОЭЗ вносят в течение трех дней со дня подписания соглашения.

Затем резидент ОЭЗ в срок, предусмотренный соглашением, должен направить на экспертизу в органы управления ОЭЗ проектную документацию, необходимую для реализации бизнес-плана. Экспертиза проводится уполномоченными исполнительными органами государственной власти за счет средств резидента в течение 45 дней после представления всех необходимых документов.

Невыполнение резидентом ОЭЗ условий соглашения может повлечь его расторжение судом по требованию органов управления ОЭЗ. Так, соглашение может быть расторгнуто судом, в случае:
- непредставления резидентом ОЭЗ на экспертизу и согласование в установленный соглашением срок проектной документации;
- неосуществления капитальных вложений в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением;
- осуществления в ОЭЗ предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением.

Кроме этого, судебное расторжение соглашения возможно при наличии отрицательного сводного экспертного заключения на проектную документацию, если в разумный срок она не будет доработана и представлена для проведения повторной экспертизы.
В случае отказа органов управления ОЭЗ заключить договор аренды земельного участка и (или) договор аренды государственного или муниципального недвижимого имущества, резидент ОЭЗ имеет право обратиться в суд с требованием о расторжении соглашения либо о заключении указанных договоров.

Соглашением также могут быть указаны иные действия сторон, признаваемые ими существенным нарушением условий соглашения, являющихся основанием для его судебного расторжения.
При досрочном прекращении действия соглашения по вине резидента ОЭЗ последний обязан уплатить штраф в размере, предусмотренном соглашением.

Помимо оснований судебного расторжения соглашения, в Законе N 116-ФЗ перечислены основания прекращения его действия:
- окончание срока действия соглашения;
- расторжение по соглашению сторон;
- прекращение договора аренды земельного участка (за исключением расторжения в связи с его выкупом);
- лишение лица статуса резидента ОЭЗ по причине нарушения им законодательства;
- досрочное прекращение существования ОЭЗ.

При прекращении действия соглашения лицо утрачивает статус резидента ОЭЗ, а договоры аренды государственного или муниципального недвижимого имущества и земельного участка прекращаются.

Согласно НК РФ в редакции Закона N 75-ФЗ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот. Так, налогоплательщики - резиденты ОЭЗ - вправе при исчислении налога на прибыль:
- применять в отношении собственных амортизируемых объектов основных средств к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 - ускоренную амортизацию (абз. 4 п. 7 ст. 259 НК РФ);
- признавать расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (абз. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ);
- переносить убыток предыдущего налогового периода на текущий год в полном объеме (для остальных налогоплательщиков установлено, что совокупная сумма переносимого убытка в 2006 г. не может превышать 50% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ) (абз. 4 п. 2 ст. 283 НК РФ);
- применять установленную законами субъектов РФ пониженную налоговую ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ. Существующую ставку 17,5% субъект РФ может понизить до 13,5% (ст. 284 НК РФ).

Такие льготы могут применяться с 09.07.2006. Кроме того, начиная с 1 января 2007 г. резидентам ОЭЗ предоставляется льгота по налогу на имущество (освобождение от его уплаты в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет) (п. 17 ст. 381 НК РФ) в отношении имущества:
- учитываемого на балансе организации - резидента ОЭЗ;
- созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ;
- расположенного на территории ОЭЗ.
Эти условия должны выполняться одновременно.

Также с 2007 г. резиденты ОЭЗ будут освобождаться от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на территории ОЭЗ (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Кроме этого, согласно ст. 38 Закона N 116-ФЗ в течение срока действия соглашения в отношении резидентов ОЭЗ не применяются нормативные правовые акты, ухудшающие положение этих налогоплательщиков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий