» » Руководитель РосОЭЗ Михаил Мишустин: "Для меня эффективность ОЭЗ - это в первую очередь объем инвестиций, создание рабочих мест, доходы в бюджет"

Руководитель РосОЭЗ Михаил Мишустин: "Для меня эффективность ОЭЗ - это в первую очередь объем инвестиций, создание рабочих мест, доходы в бюджет"

Автор: rosez от 4-06-2007, 09:57
Особые экономические зоны (ОЭЗ) относят к льготным режимам. Само понятие льготы сразу заставляет вспомнить о печальном опыте создания «внутренних офшоров». В интервью обозревателю "Газеты" Григорию Ильину руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами РФ (РосОЭЗ) Михаил Мишустин объяснил, почему налоговые и таможенные преференции для инвесторов сегодня - не самое главное.

- Чем сегодня ОЭЗ могут привлечь инвесторов, какие реальные льготы и преференции они предоставляют?

- Сразу замечу, что налоговые и таможенные преференции по привлекательности находятся только на третьем-четвертом месте. Наши опросы показывают, что для инвестора самое главное - это создание дружественной среды администрирования: реальное снижение административных барьеров и количества контрольных мероприятий. При этом большинство контрольных мероприятий будут проводиться по согласованию с администрацией ОЭЗ. На втором месте - создание инженерной инфраструктуры за счет средств бюджетов всех уровней. Это дороги, коммуникации, здания, при необходимости реконструкция и строительство аэропортов. Кроме этого при ОЭЗ будет создана социальная инфраструктура: жилье, детские сады, школы и все необходимое для жизни и деятельности специалистов.

- Сколько на это выделено средств из бюджета?

- На строительство внутриплощадочной инфраструктуры ОЭЗ планируется выделить из федерального бюджета на три года (2008-2010 годы) 31 млрд рублей, которые вносятся в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» (100% акций ОАО принадлежат государству). Кроме того, предусмотрено выделение федеральных средств по Федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП) - это еще 41 млрд рублей, которые пойдут на строительство аэропортов, автодорог, объектов водного хозяйства и т.д. Плюс бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов за три года выделят около 38 млрд рублей на строительство инфраструктуры ОЭЗ.

- Этих средств достаточно?

- Мы считаем, что для обустройства технико-внедренческих, промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон таких средств достаточно (агентство будет заниматься и портовыми зонами, но закон о них еще не принят. - "Газета"). Хотя, безусловно, суммы придется уточнять по ходу работ. Сейчас, кстати, согласуем позиции с Министерством финансов по использованию средств Фонда регионального развития. В общем, средств хватит, чтобы доказать иным скептикам на конкретных примерах, что ОЭЗ - отличный и хорошо отточенный инвестиционный инструмент государства.

- Но все-таки в зонах предусмотрены преференции. Какие именно?

- Режим свободной таможенной зоны ориентирован на экспортные производства. Он позволяет завозить комплектующие и сырье из-за рубежа без уплаты НДС и таможенной пошлины. И после переработки вывозить либо на территорию РФ в режиме экспорта, то есть с уплатой НДС и ставки экспортной пошлины, либо за пределы РФ, но без уплаты НДС и таможенной пошлины. Подчеркну, что этот режим позволяет абсолютно легально и достаточно эффективно стимулировать экспорт.

Что касается налоговых преференций, они незначительны, и мы их ставим на четвертое место. Ставка налога на прибыль уменьшается на 4 процентных пункта, резиденты на пять лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, в технико-внедренческих зонах ставка ЕСН снижена до 14%.

- Эти преференции действительно несравнимы с теми, которые давались свободным экономическим зонам в 1990-е годы.

- Времена изменились. Сегодня для серьезного, реального бизнеса экономия на налогах несравнима с той выгодой, которую дают «принцип одного окна» и решение вопросов строительства инфраструктуры за счет государства. При этом обеспечивается возможность реально сократить издержки при согласованиях деталей проекта с различными ведомствами, ускорить получение разрешений и уменьшить прочие бюрократические радости.

- А что мешает сделать такой режим для всей российской экономики?

- Те, кто реально работал над проблемой частно-государственного партнерства, знают, как трудно создается любая инфраструктура. Что значит, например, построить новую дорогу для Липецкой области, как скоординировать работу ведомств, Министерства транспорта и крупнейших компаний, в частности "Газпрома" и РАО ЕЭС. Это очень непросто. Но именно такая задача поставлена агентству по управлению ОЭЗ. Мы обязаны сделать так, чтобы решения ведомств, региональных властей, инвесторов были согласованы. В четверг я был в Дубне и видел пример такой работы федеральных и региональных властей, агентства и правительства Московской области. Если в феврале еще не были решены вопросы по земле, то сегодня уже проведены конкурсы по обустройству зоны, полностью готова площадка, начато строительство конгресс-центра площадью 12,9 тысячи кв. м, и если темпы строительства останутся такими, к концу следующего лета он примет первых резидентов. Это десятки компаний, многие из них сами готовы инвестировать в строительство. В частности, резидентом ОЭЗ уже стала компания «Люксофт-Дубна», учредителем которой является компания «Люксофт» - один из лидеров российского рынка IT-аутсорсинга и экспортного программирования. Реализация данного проекта позволит увеличить ежегодный объем продаж продуктов ООО «Люксофт-Дубна» в области IT-аутсорсинга и экспортного программирования до 3 млрд рублей к 2011 году. Это будет сделано за счет создания в Дубне центра программирования и IT-аутсорсинга для России, США и Евросоюза, ведущих мировых высокотехнологичных компаний - Boeing, Motorola и др. Власти Дубны рассчитывают, что особая зона увеличит население города на 30 тысяч человек - почти на 50%.

- В других технико-внедренческих зонах столь же оптимистичная ситуация?

- В четырех ОЭЗ технико-внедренческого типа зарегистрировано 11 резидентов, они представляют как отечественный, так и зарубежный бизнес. В каждой технико-внедренческой ОЭЗ мы предусматриваем создание IT-кластеров, включающих в себя ведущие компании. Например, в Санкт-Петербурге резидентом ОЭЗ является компания «Транзас», которая занимает около 30-40% мирового рынка электронно-картографических систем и электронных карт для судовождения, ее системами оснащены погранслужбы и ВМФ десятков стран: России, США, Швеции, Германии, Индии, Великобритании, Чили, Перу, Колумбии.

- А что происходит в промышленно-производственных зонах?

- В настоящее время в ОЭЗ промышленно-производственного типа зарегистрировано шесть резидентов, четыре из них - на территории ОЭЗ в Липецкой области. Это предприятия, которые будут производить холодильное оборудование, металлоконструкции, сэндвич-панели, минераловатные утеплители, а также биоэтанол, кормовые добавки, специальную тару для пищевой и медицинской промышленности. В ОЭЗ «Алабуга», которая расположена на территории Елабужского района Республики Татарстан, зарегистрированы два резидента: "Северстальавто-Елабуга" (производство автомобилей Fiat Ducato) и «Полиматиз», специализирующийся на производстве широкого спектра высокотехнологичных полимерных материалов и изделий из них, используемых в медицине, строительстве дорог, трубопроводов, гидросооружений, легкой промышленности. До конца этого года мы откроем в ОЭЗ «Алабуга» административно-деловой центр, позволяющий реализовать "принцип одного окна", а «Северстальавто-Елабуга» уже начнет выпуск автомобилей.

- Вообще Липецкая область еще пять лет назад рассматривалась разработчиками закона об ОЭЗ как испытательный полигон, поскольку там уже действовал «Стинол», созданный в сотрудничестве с итальянским Merloni (в 2000 году итальянская сторона объявила о выкупе 100% акций завода).

- Мы полагаем, что Липецкая ОЭЗ станет одним из главных производителей бытовой техники. При этом мы помогаем инвесторам, открывающим в ОЭЗ завод по производству особой тары для медицинской и пищевой промышленности: открытие завода «ЧСЗ-Липецк» как раз намечено на 14 июня. Мы рассчитываем, что во второй половине этого года в этой же Липецкой ОЭЗ будет открыт завод ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» по производству холодильного оборудования. Планируем работать с НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат). Известно, что закон запрещает создавать в зоне предприятия металлургии (равно как предприятия ТЭКа, производителей оборонной продукции и подакцизных товаров. - "Газета"), но выполнять заказы для них, в частности организовать высококачественную штамповку, вполне возможно.

- Вы говорили о скептиках. Есть такие оценки: из более чем тысячи ОЭЗ, действующих в мире, успешными можно назвать лишь несколько десятков. Какие конкретно риски несут государство и бизнес?

- Пусть те, кто дает подобные оценки, сначала представят критерии эффективности, тогда сможем с ними спорить. Для меня эффективность ОЭЗ - это в первую очередь объем инвестиций, создание рабочих мест, доходы в бюджет. Что касается рисков, государство, вкладывая огромные средства в строительство инфраструктуры зон, несет риск эффективного покрытия расходов в ближайшие 5-10 лет. В технико-внедренческих ОЭЗ существует риск неэффективности научных разработок. Этот риск относится как к компаниям, занимающимся научными исследованиями, так и к государству, которое берет на себя значительную часть поддержки научно-исследовательского сектора. Необходимо снизить уровень зависящих от государства рисков - создать предсказуемое законодательство, обеспечивающее гарантии прав собственности, информационную прозрачность, а также развитость инфраструктуры.

- Какие поправки в законодательство необходимо внести?

- Необходимы поправки в земельный и градостроительный кодексы, с тем чтобы стала возможной оперативная передача земли в ОАО «Особые экономические зоны», которое является и заказчиком, и застройщиком. Без этих поправок очень сложно, практически невозможно проводить конкурсы на обустройство ОЭЗ. Есть проблемы по туристско-рекреационным зонам (ТРЗ), например по строительству в районе озера Байкал, в ТРЗ, расположенных в лесных массивах.

- Будут ли меняться "инвестиционные критерии" для инвесторов в промышленно-производственных зонах? Порог в 10 млн евро для одного проекта вызывал немало дискуссий.

- Мы считаем такие дискуссии преждевременными, необходимо еще несколько лет, чтобы начать анализировать результаты реальной работы предприятий в ОЭЗ.

- Как учитывался международный опыт создания аналогичных режимов? Опыт каких стран нам наиболее близок?

- Для нас в первую очередь интересен опыт Сингапура - министерство торговли и промышленности республики оказывает нам консалтинговую помощь по созданию и управлению ОЭЗ и помогает наладить связи с сингапурскими инвесторами. Безусловно, востребован опыт Китая. В связи с планами создания на территории России портовых ОЭЗ представляет интерес формирование морских хабов в Объединенных Арабских Эмиратах. В зарубежных странах после принятия закона о создании ОЭЗ было принято около сотни поправок в законодательство, что позволило повысить инвестиционную привлекательность зон и снизить административные барьеры.

- Как вы оцениваете итоги недавно прошедшего конкурса по туристско-рекреационным зонам и когда будет следующий?

- Из 28 заявок, поданных на открытый конкурс, который проводило Минэкономразвития, 10 были отклонены комиссией, в основном из-за отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы. Напомню, что в итоге победителями конкурса стали Алтайский край, Республика Алтай, Иркутская область, Бурятия, Краснодарский и Ставропольский края, Калининградская область. Правительство приняло решение о поддержке создания ТРЗ в этих субъектах Российской Федерации. Что касается проведения следующего конкурса, то его целесообразно рассмотреть после оценки результатов деятельности уже созданных зон и отработки механизмов управления ими.

- Туризм в России - проблема особая. После того как нам «открыли» мир, нашим туристским зонам трудно будет соперничать с иностранными курортами. Попробуйте объяснить взыскательному россиянину, чем, например, Эльбрус лучше Альп.

- Здесь мы надеемся на иностранных партнеров. Разрабатывать концепцию создания и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации будет известная в мире консалтинговая компания "Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтентс ГмбХ" (Германия), которая победила на конкурсе. Ее партнерами станут австрийская Deloitte Corporate Finance, бюро маркетинговых коммуникаций Abold, архитектурное бюро Albert Speer & Partner GmbH. С нашей стороны - Академия народного хозяйства при правительстве, Институт экономики переходного периода, а также Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». Полагаю, они сумеют выявить и показать преимущества будущих российских курортов.

- Что вы ждете от санкт-петербургского форума?

- Для РосОЭЗ ХI Петербургский международный экономический форум - повод впервые масштабно заявить о себе потенциальным инвесторам. Мы организуем площадку для дискуссий по перспективам ОЭЗ, там можно будет узнать мнение не только руководства и специалистов агентства, но и наших коллег из других ведомств - таможенников, налоговиков, представителей власти из других стран и, разумеется, представителей бизнеса и экспертного сообщества. Мы уверены, что форум привлечет дополнительный интерес к российским особым экономическим зонам со стороны крупнейших высокотехнологичных компаний мира и будет способствовать привлечению в ОЭЗ серьезных резидентов уже в ближайшее время.

ГРИГОРИЙ ИЛЬИН

Источник - Газета, N 9, 04.06.2007.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий