» » Заместитель руководителя РосОЭЗ Андрей Алпатов: "Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий"

Заместитель руководителя РосОЭЗ Андрей Алпатов: "Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий"

Автор: rosez от 28-05-2007, 12:45
Особые туристические зоны, созданные в конце прошлого года, уже в ближайшие несколько лет станут курортами мирового класса. Зачем россиянам отдых на зоне, «Огоньку» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов.

- На сегодняшний день планируется развивать только семь туристических рекреационных зон. Что это за территории и почему были выбраны именно они?

- Критериев, по которым отбирали зоны, несколько. Во-первых, в каждой из них должен быть уникальный природный объект, который сам по себе вызывает у туристов огромный интерес, например Куршская коса или озеро Байкал. Второй критерий - экономическая эффективность, окупаемость проекта. Третий - его воздействие на развитие региона. Зоны должны стать точками роста, которые будут стимулировать развитие всей экономики соседних территорий, например транспорта, строительной отрасли, сферы обслуживания.

- В большинстве из отобранных зон нет нормальной туристической инфраструктуры: дорог, аэропортов, гостиниц, ресторанов, да и расположены ОЭЗ достаточно далеко. Поедут ли туда туристы?

- Идея зон как раз в том и состоит, чтобы привлечь на эти территории необходимые инвестиции, сделать их доступными для туристов. Так, государство берет на себя строительство инфраструктуры: ремонт старых и строительство новых дорог и аэропортов, прокладку газопроводов и ЛЭП, создание очистных сооружений. Бизнес же должен создать остальные, необходимые для развития зоны объекты.

- Согласятся ли бизнесмены вкладывать деньги в отдаленные территории?

- Безусловно, ведь работающие в ОЭЗ компании получают серьезные налоговые льготы. Так, первые пять лет они не платят налог на землю и имущество и получают 4-процентную льготу по налогу на прибыль.

К тому же серьезным стимулом для частных инвестиций в ОЭЗ служат государственные вложения. Как только бизнес видит, что государство действительно начало строить объекты инфраструктуры в определенном районе, он может гарантированно инвестировать средства в эту территорию. Так у нас произошло в промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ. Частные компании начали вкладывать в них средства где-то через полгода-год после первых государственных вложений. Думаю, с туристическими зонами ситуация повторится: в 2008 году мы начнем возводить там первые объекты инфраструктуры, а в 2009 году туда придут частные инвестиции.

- Как будет оцениваться эффективность проектов?

- По каждой из зон подписано соглашение между администрацией регионов и правительством России. В нем указаны целевые показатели, которые должны быть достигнуты к моменту реализации проекта. Основные - количество мест размещения туристов, посещаемость зоны, количество объектов инфраструктуры и созданных рабочих мест, объем привлеченных инвестиций. Показатели зависят от возможностей той или иной территории, ее размеров, предельного числа туристов, которые могут отдохнуть там без ущерба для окружающей среды.

- Какой срок отводится на создание зон?

- Режим ОЭЗ будет действовать на этих территориях в течение 20 лет, однако большинство объектов будет построено в ближайшие 5-7 лет. Некоторые регионы, например Алтайский край, смогут реализовать проект даже раньше.

- Недавно прошел конкурс на создание концепции развития туристических зон. Как будет выглядеть эта концепция?

- В конкурсе победил консорциум из российских и западных компаний. Они должны будут проанализировать данные по каждой из зон и разработать концепцию их развития, помогут определить, что и как строить в каждой из зон, сколько там нужно гостиниц и какого класса. Также компании создадут архитектурный проект ОЭЗ и разработают план рекламной кампании, бренды ОЭЗ.

Большинство из компаний, входящих в консорциум, уже имеют опыт работы в сфере туризма. Так, немецкая Roland Berger Strategy Consultants до этого создала аналогичную концепцию для хорватского курорта Истрии, а австрийская Deloitte Corporate Finance вместе с «Леонтьевским центром» разрабатывали по заказу правительства Бурятии проект развития туризма на Байкале.

Эффект от создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа (к 2016 году):

количество туристов – 10 млн. в год;

создание рабочих мест – более 155 тыс.;

привлечение частных инвестиций – более 260 млрд. рублей.

Источник - Огонек, N 22, 2007
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий