» » Заместитель руководителя РосОЭЗ Андрей Алпатов: "Особые экономические зоны - это новый, экономически весьма эффективный инструмент развития"

Заместитель руководителя РосОЭЗ Андрей Алпатов: "Особые экономические зоны - это новый, экономически весьма эффективный инструмент развития"

Автор: rosez от 21-09-2007, 15:20
На конференции стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества, которая прошла 13-15 сентября в Геленджике Краснодарского края, были представлены проекты туристстко-рекреационных особых зон на территории России. В эксклюзивном интервью "Интерфаксу" заместитель главы Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов рассказал о том, как они будут создаваться и что дадут экономике страны.

"Интерфакс-Туризм": - Андрей Алексеевич, какова задача Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) в целом и ваша как куратора туристско-рекреационных зон?


Андрей Алпатов: - Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года. РосОЭЗ находится в ведении Министерства экономического развития и торговли России. Наше Агентство управляет особыми экономическими зонами, то есть проводит отбор заявок на создание особых экономических зон, организует проектирование и строительство инфраструктуры, управляет и распоряжается земельными участками и объектами недвижимости, расположенными на территории особой экономической зоны и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особые экономические зоны - это новый, экономически весьма эффективный инструмент развития. Как показывает мировой опыт, такие зоны чаще всего становятся ключевыми точками роста национальной экономики. У нас в стране, как вы знаете, сейчас создаются 4 технико-внедренческие зоны, 2 промышленно-производственные и 7 туристско-рекреационных ОЭЗ. Первая промышленно-производственная ОЭЗ стартует уже в ноябре этого года в городе Елабуга Республики Татарстан.

- Почему наряду с промышленными и технико-внедренческими зонами решено создавать и туристские зоны?

По данным Всемирного Совета по туризму, доля туризма в ВВП России в 2006 году составляла всего 1,5%, с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 5%. Однако для сравнения, в Австрии эти показатели составляют 6% и 16% соответственно. Доля туризма в структуре занятости населения России в 2006 году не превышала 1,5 %. В развитых странах этот показатель составляет более 5-7%.

Для того чтобы увеличить вес туризма в экономике страны, и было принято решение о создании на территории Российской Федерации особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

По результатам проведенного Минэкономразвития России конкурса из 28 заявок на создание таких ОЭЗ победителями были признаны 7 субъектов Российской Федерации. Это Калининградская область, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Алтайский край, а также Иркутская область и Республика Бурятия.

Все курорты будут ориентироваться на разные группы населения. Например, в Ставропольском крае, около Пятигорска появится самый престижный в России оздоровительный комплекс. Ежегодно более 160 тыс. туристов смогут воспользоваться термальным центром с самым современным оборудованием экспресс-диагностики, spa-отелями и полями для гольфа. В Алтайском регионе на одной стороне реки Катунь запланировано строительство уникального парка приключений, а на другой - спокойного курорта семейного отдыха.

- В чем преимущества особых туристических зон для инвесторов и для самих регионов, в которых они будут созданы?

Как уже было сказано выше, ОЭЗ являются одним из инструментов государственно-частного партнерства. Частные инвесторы здесь получат снижение административных барьеров, гарантии своих имущественных прав, особый налоговый режим. Например, в особых зонах будет действовать система "одного окна", позволяющая свести для компании-инвестора до минимума формальности при отводе земли, получении разрешений на строительство, оформлении документов и т.д. Все это серьезно снижает издержки бизнеса.

Однако главное, что привлекает частный бизнес в особой зоне - активное участие государства в создании инфраструктуры. Государство вкладывает миллиарды в строительство дорог, очистных сооружений, водоснабжения, электрификации и т.д. Практика показывает, что инвесторы активно идут в те регионы, к которым государство проявляет такой интерес. Соответственно, субъекты Российской Федерации, которые построят у себя ОЭЗ, получат мощный стимул социально-экономического развития за счет появления новых рабочих мест, строительства инфраструктуры и т.д.

- На какой стадии находится проект первой туристко-рекреационной зоны - "Новая Анапа" на Благовещенской косе Анапы, который вы уже представили на недавней встрече стран-участниц Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) в Геленджике?

Создание туристских ОЭЗ можно условно разбить на несколько этапов. Первый, и наверное, на сегодня, самый главный, - разработка самой концепции особой зоны. На этом этапе важны анализ рынка, точное позиционирование будущего курорта, разработка маркетингового плана. Следующий этап - начало проектирования.

"Новая Анапа" находится сейчас на завершении первого этапа разработки. Активное строительство ОЭЗ, как мы ожидаем, начнется в 2009 году. Начало работы нового курорта в Анапе запланировано на 2012 год. В рамках этих сроков планируются и остальные туристско-рекреационные зоны в России. Несколько отстают лишь две байкальские зоны - график их разработки сместился из-за необходимости соблюсти все экологические нормы.

- Андрей Алексеевич, вы сказали, что в основу концепции "Новой Анапы", предполагающего строительство более 40 крупных отелей 4* и выше, положен детальный анализ рынка, четкое позиционирование будущего курорта. Тем не менее представители турбизнеса высказывают опасения, что на российском рынке нет такого спроса на дорогое размещение и в таком объеме, какое планируется возвести в рамках анапского проекта.

На самом деле в "Новой Анапе" будет размещение не только высокого уровня. Это будет курорт для людей с разным достатком. Его главная цель - создание национального турпродукта, который мог бы конкурировать с курортами Турции и Египта.

В эти страны ежегодно выезжает более 2 млн. россиян. Мы хотели бы направить часть этого потока в Россию. Для разработки проекта РосОЭЗ был объявлен конкурс, в котором участвовало 10 российских и иностранных компаний. Победителем стал консорциум из российских и иностранных компаний, в который вошли Академия народного хозяйства, Институт экономики, немецкая компания Roland Berger Strategy, австрийская Deloitte и др.

Кроме того, концепция детально прорабатывалась с Ростуризмом. Именно поэтому цифры, заявленные на недавней встрече стран-участниц ЧЭС в Геленджике, вполне реальны. Мы планируем, что при средней загрузке в 55% "Новая Анапа" сможет принимать ежегодно не менее 360 тыс. туристов, или примерно 14 тысяч человек одновременно.

- Кто из инвесторов уже проявил интерес к первой российской туристско-рекреационной зоне?

Пока я не могу их называть, проект еще в разработке. Могу сказать лишь, что активно интересуются проектом немецкие, австрийские, сингапурские инвесторы. Мы делаем ставку на так называемых "якорных" инвесторов, которые не только вложат деньги в проектирование и строительство, но и приведут за собой опытные управляющие компании с именем и брендом. Уже сейчас к будущим российским курортам проявляют интерес крупные международные гостиничные сети.

- Во сколько в целом обойдутся российской казне туристско-рекреационные зоны?

По расчетам РосОЭЗ, на строительство всех туристско-рекреационных зон потребуется 260 млрд. рублей, из них из федерального и региональных бюджетов будет выделено около 60 млрд. рублей.

Источник - ИА "Интерфакс", 19.09.2007.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий