» » Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Олег Бударгин: "Инновационность должна стать неотъемлемой частью нового имиджа Сибири"

Помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Олег Бударгин: "Инновационность должна стать неотъемлемой частью нового имиджа Сибири"

Автор: rosez от 17-03-2008, 13:33
В Сибирском федеральном округе создается пять особых экономических зон и два технопарка. В аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе работу этих экономических новообразований курирует помощник полпреда Олег Бударгин . О том, что означают для Сибири особые экономические зоны и крупные инвестиционные проекты, насколько важным для Сибири является вопрос построения инновационной экономики – помощник полпреда рассказал в интервью экспертному каналу «ФедералПресс».

Переход от сырьевой экономики к инновационной – насколько важна для Сибири такая задача? Какие препятствия для этого существуют в Сибирском федеральном округе?

Это приоритетная и безальтернативная задача для Сибири. У нас нет выбора, нет другого пути, кроме построения инновационной экономики. Даже если говорить о Сибири как «природной кладовой», то освоить природные богатства без разработки и внедрения новых технологий будет весьма проблематично и неэффективно. Это диктует специфика новых месторождений, которые открыты в отдаленных районах Сибири, и современной экономикой.

Другой аспект: без инноваций мы не сможем справиться с главной проблемой отечественной экономики, на которую указывал Президент России Владимир Путин , – с низкой производительностью труда. Это особенно актуально для Сибири в условиях растущего дефицита трудовых ресурсов, когда производительность труда становится ключевым экономическим параметром.

Инновационная модель экономики создаст дополнительные стимулы для развития и эффективного использования научно-образовательного комплекса, который хорошо представлен в Сибири. Это академическая наука – 75 научно-исследовательских институтов и учреждений СО РАН. Это вузовская наука, развивающаяся в десятках вузов Омска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ. Недаром 5 сибирских вузов получили статус инновационных в рамках нацпроекта «Образование», а в Красноярске создается федеральный университет. Сибирь вполне можно считать не только кладовой природных богатств, но и кладовой инноваций, которую только предстоит распечатать. Нам необходимо вовлекать в реальную экономику науку и образование, потому что они способны создавать продукцию с набольшей добавочной стоимостью; наращивать количество и эффективность малых и крупных инновационных фирм, которые как используют наработки учёных, так и сами создают инновационные технологии и продуты.

В конечном итоге, инновационность должна стать неотъемлемой частью нового имиджа Сибири. Нужно показать: то, что происходит и что создается в Сибири – это современно, интересно, технологично, динамично. Не только показать, но и доказать, создавая развитую инфраструктуру, богатую жизненную и производственную среду, серьёзно увеличивая доходы работающего населения Сибири. Тогда нам удастся прекратить отток молодёжи и квалифицированных специалистов и привлечь к освоению Сибири жителей западных регионов страны. В этом плане инновации – это также реальный инструмент демографической политики страны.

Кроме общероссийских проблем, развитие инновационной экономики Сибири сдерживается недостаточной инфраструктурой, имиджем сырьевого региона и нехваткой людских ресурсов. Для «расшивки» этих узких мест государство создает ряд инструментов развития регионов, которые будут служить переходу экономики на инновационный путь развития. Это особые экономические зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные вузы и инвестиционные программы в рамках государственно-частного партнёрства, где бюджет совместно с крупным бизнесом финансирует прорывные инфраструктурные проекты. Когда эти инструменты разовьются, окрепнут, и заработают как система, тогда и будет сделан серьёзный шаг к инновационной экономике.

В Сибирском федеральном округе создается 5 особых экономических зон. Как можно оценить – много это или мало?

Всего в России сейчас насчитывается 15 особых экономических зон, имеющих разную специализацию. Из них 13 создаются согласно ФЗ-116 от 22 июля 2005 года. Уже действуют две промышленно-производственные зоны («Липецк» и «Алабуга» в Татарстане), создаются 4 технико-внедренческие (в Санкт-Петербурге, Москве, Дубне и Томске), и 7 туристско-рекреационных зон. Кроме того, в Калининградской области и в Магаданской областях с 90-ых годов работают две ОЭЗ.

Треть всех ОЭЗ расположена в Сибири. Это больше, чем во всех остальных округах. По три ОЭЗ размещаются в Северо-Западном ФО и Центральном ФО, две – в Южном ФО, по одной – в Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Конечно, в Сибири сделан акцент на развитие туристских зон: их у нас более половины от общероссийского количества – 4 из 7, и их будет вполне достаточно. Они создаются, можно сказать, попарно, в дополнение друг другу. Это масштабные и долгосрочные проекты с серьёзными инвестициями, которые сформируют два туристических кластера в целях развития и продвижения двух сибирских брэндов мирового уровня: Байкала и Алтая.

Кроме технико-внедренческой зоны в Томске в СФО создаются 2 федеральных технопарка в сфере высоких технологий: в новосибирском Академгородке (с 2006 года) и угольный технопарк в Кемерово с прошлого года. Таким образом, формируется ядро технико-внедренческого кластера на Западе Сибири в виде треугольника «Томск-Новосибирск-Кемерово».

Есть шанс на появление в СФО шестой ОЭЗ. После внесения изменений в федеральное законодательство в России создаются еще несколько ОЭЗ четвертого – портового – типа. В СФО на победу в федеральном конкурсе по обустройству портовой зоны претендует Красноярск, который планирует создание большого хаба международного уровня на базе аэропорта «Емельяново» (инвестпроект рассчитан на $500 млн., в числе главных инвесторов – «КрасЭйр», «Волга-Днепр» и Swissport).

Кроме того, если будет принято решение о проведении новых федеральных конкурсов на создание ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, пять регионов Сибирского федерального округа (Республика Хакасия, Иркутская, Кемеровская, Омская и Забайкальский край) готовы предложить 11 проектов создания особых экономических зон: 10 промышленно-производственного типа и 1 технико-внедренческого типа.

Но и без этого регионы не сидят, сложа руки. Они могут создавать и собственные особые экономические зоны. Так, Республика Бурятия разрабатывает нормативную базу для запуска промышленной зоны регионального значения. Аналогичные зоны намерены организовать у себя Томская область и Забайкальский край. Власти Новосибирской области объявили о создании в районе аэропорта «Толмачёво» крупного промышленно-логистического парка. Но такой инструмент, как региональные особые зоны и парки нуждается в развитии, в том числе путём совершенствования законодательства, федерального и регионального, и предоставления регионам большей самостоятельности и финансовых возможностей в этом вопросе.

В чем различие особых экономических зон и технопарков?

Технопарки идеологически близки с технико-внедренческими зонами, так это инструменты, стимулирующие развитие инноваций. Но у технопарков не будет налоговых льгот, как у резидентов особых зон. А там предусмотрены серьезные льготы по уплате НДС и акцизов, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, а также действует режим свободной таможенной зоны.

Технопарки в большей степени инфраструктурный проект, направленный на создание комплекса условий для успешного развития инновационных предприятий. Поэтому государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» предусматривает софинансирование со стороны федерального и регионального бюджета на построение инфраструктуры технопарков. С другой стороны – в технико-внедренческой зоне можно только доводить до кондиции новые промышленные разработки, а полномасштабный выпуск продукции размещать надо на других площадках. В технопарке же может размещаться полноценное инновационное производство. Можно сказать, что технико-внедренческая зона – место для «выращивания» нового продукта, а технопарк – для выращивания бизнеса.

Что значит создание ОЭЗ или технопарка для региона? Как можно оценить ожидаемую отдачу от начала работы ОЭЗ в экономике, социальной сфере? Можно ли сделать какие-то конкретные прогнозы относительно вклада ОЭЗ и технопарков в валовый региональный продукт, в формирование регионального рынка труда?

Прежде всего, реализация таких проектов сулит большие дополнительные инвестиции из федерального, регионального бюджетов и приток частного капитала. В создание 5 ОЭЗ и 2 технопарков на территории Сибирского федерального округа планируется вложить около 133 млрд. рублей, в том числе около 40 млрд. рублей – из бюджетов всех уровней. Эти средства целенаправленно пойдут на развитие территории, на создание новых предприятий и новых рабочих мест. Их будет создано в компаниях-резидентах и предприятиях смежных отраслей порядка 170 тысяч. В итоге – это вклад в социально-экономическое развитие региона, стабильный доход в бюджет в будущем. Поэтому для региональных властей это предмет гордости и постоянного внимания. Нельзя забывать и то, что особые зоны – шанс для местных органов власти развить свои муниципальные образования за счёт предоставления резидентам дополнительных услуг, развития смежных отраслей: строительства, транспорта, общественного питания и так далее.

В то же время это огромная ответственность, потому что реализация таких проектов – приоритет для государства, которое направляет миллиарды на эти цели, и будет жестко контролировать степень выполнения взятых на себя обязательств участниками проектов. Поэтому это большая работа для всех заинтересованных сторон.

Конечно, при проектировании зон и технопарков предварительно просчитывалась их предполагаемая экономическая эффективность. Она существенно разнится и зависит от индивидуальных особенностей проекта, от типа зоны и от размеров вкладываемых инвестиций. Окупаемость вложений колеблется от 3 до 12 лет, а первые прибыли и доходы в бюджеты разных уровней должны быть получены в среднесрочной перспективе.

Республика Алтай планирует за счет работы ОЭЗ «Горный Алтай» к 2017 году стать бездотационной, а к 2026 г. с учетом мультипликативных эффектов увеличить свой ВРП в 5 раз, налоговые поступления в 7,7 раз. В денежном выражении совокупная отдача к 2026 г. прогнозируется в размере 8,7 млрд. рублей. В Иркутской области этот показатель планируют превзойти к этому времени в 10 раз. Доли туристической и смежных отраслей в ВРП Прибайкалья за период функционирования ОЭЗ вырастут в три раза. В Республике Бурятия к 2026 году рассчитывают на 6-8 млрд. рублей ежегодных налогов, а выручка резидентов должна быть на уровне 28-40 млрд. рублей или 4,5-6,3% от ВРП Бурятии.

В Алтайском крае планируется, что уже с 2010 г. прямой и косвенный налоговый эффект от ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» составит до 1,4 млрд. рублей ежегодно. А в Томской области к тому же 2010 г. ждут уже 4,6 млрд. рублей налогов, а к 2020 г. – 12,5 млрд. Прогнозируемая на 2020 год выручка от реализации наукоемкой продукции и услуг (около 100 млрд. рублей) фактически сравняется с объемом ВРП Томской области в 2003 году.

В Новосибирске от технопарка ожидают более скромных результатов – окупаемость в течение 9 лет, к концу которых 200 компаний-резидентов должны будут получать годовой доход около 20 млрд. рублей, а государство – налогов на сумму в 4,5 млрд. рублей.

Насколько существенным оказался фактор экологической безопасности при определении границ ОЭЗ туристско-рекреационного типа? Известно, что некоторые ОЭЗ существенно поменяли за этот год места своего дислоцирования?

Фактор экологической безопасности очень важен, и с точки зрения природоохранной деятельности, и с точки зрения целей туристических зон. Ведь туристы поедут, в первую очередь, увидеть первозданную природу этих мест, и её необходимо сохранять. Сейчас существуют ограничения на ведение хозяйственной деятельности в районе Байкале, установленные законом «Об охране озера Байкал». Эта проблема коснулась, прежде всего, ОЭЗ в Иркутской области. Сначала строительство объектов ОЭЗ предполагалось в поселке Листвянка в 70 километрах от Иркутска, однако в ходе разработки проекта она была перенесена в село Большое Голоустное в 125 километрах от Иркутска. Но для полноценной реализации планов по возведению ОЭЗ необходимо корректировать законодательство.

Источник - Экспертный канал «ФедералПресс» Вопросы – Виктор Титов, 17.03.2008.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий