» » Руководитель РосОЭЗ Андрей Алексеевич Алпатов: "Жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана"

Руководитель РосОЭЗ Андрей Алексеевич Алпатов: "Жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана"

Автор: rosez от 8-07-2008, 09:54
23 июня 2008 года в 17 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Алпатова Андрея Алексеевича.

Тема конференции: "Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Алпатова Андрея Алексеевича, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Уважаемый, Андрей Алексеевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема сегодняшней конференции: "Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт".

В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.

Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Завершается организационный процесс создания портовых ОЭЗ. Резидентами особых экономических зон разного типа уже стали 74 компании.

Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна".

Правовой аспект создания и функционирования особых экономических зон находится в развитии и нуждается в дальнейшей регламентации.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные итоги деятельности особых экономических зон в период с 2005 по 2008 год, обсудить актуальные проблемы законодательного обеспечения их дальнейшей деятельности, дать разъяснения и провести анализ последних изменений законодательства в данной сфере, выявить его пробелы и недостатки, а также сформулировать предложения по его совершенствованию, На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Алпатов Андрей Алексеевич.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Алпатов А.А:

Особые экономические зоны - это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Наряду с особыми экономическими зонами есть и другие инструменты развития, такие как Инвестиционный фонд, Венчурная компания, государственные корпорации и т.д. Тем не менее, особые экономические зоны - самостоятельный эффективный инструмент экономического развития, и сегодня я попытаюсь ответить на вопросы и убедить нашу интернет-аудиторию в том, что необходимо активно изучать и использовать опыт создания особых экономических зон в России.

Ведущий: Первый вопрос поступил из г. Москвы. Что самое важное, на Ваш взгляд, удалось сделать с момента вступления в силу Федерального закона 2005 года "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", что пока не удается реализовать, и почему?

Алпатов А.А:

С момента принятия данного Федерального закона и создания структуры по особым экономическим зонам, прошло не так много времени. Тем не менее, уже можно подвести некоторые промежуточные результаты. Если говорить о том, что было сделано за такой достаточно небольшой срок (2,5 года), то, в первую очередь, главным достижением мы считаем формирование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день помимо Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который, по сути дела, является главным правовым фундаментом строительства особых экономических зон, разработано и принято свыше пятидесяти нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений закона. Можно сказать, что, в основном, формирование нормативно-правовой базы завершено. Хотел бы также отметить очень серьезное отличие сегодняшних особых экономических зон (ОЭЗ) от свободных экономических зон (СЭЗ), создаваемых в 90-е годы прошлого века. Попытки создания СЭЗ, к сожалению, закончились неудачей. На наш взгляд, это во многом предопределило именно то, что не была сформирована хорошая нормативно-правовая база. Кроме того, СЭЗ – это были территории, на которых действовал только определенный перечень налоговых и таможенных льгот для предпринимателей, осуществляющих на них свою деятельность. В особых экономических зонах льготы тоже действуют, но это не главное. ОЭЗ сегодня – это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории

Следующим по значению моментом мы бы отметили то, что на сегодняшний день отработана технология создания и развития особых экономических зон. Это очень непростой процесс, в котором участвует много игроков всех уровней власти и частного бизнеса. В настоящее время сформирована система управления. Четко определено, кто занимается управлением данным процессом, отсутствует дублирование функций у этих участников, что является очень важным достижением нашей работы. Ну и самое главное – жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана. Это отметил и премьер-министр Владимир Владимирович Путин во время своего недавнего посещения особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. Он, в частности, сказал, что была проведена хорошая работа, и реализовано именно то, что с самого начала было задумано. Очень важно, что нам удалось на практике сделать то, что Президент и закладывал в свое время при подписании Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Таким образом, можно сказать, что руководство, Правительство страны подтвердило целесообразность создания, состоятельность и жизнеспособность особых экономических зон. Но дело не только в этом. Главное, что и резиденты, то есть частный бизнес, своими действиями тоже подтвердили признание ОЭЗ. Сегодня в ОЭЗ зарегистрировано 74 резидента, в том числе 58 – в технико-внедренческих особых экономических зона и 16 – в промышленно-производственных ОЭЗ. Еще около 40 резидентов стоят в очереди. В настоящее время уже много компаний с иностранным капиталом также являются резидентами особых экономических зон. Поэтому основной результат нашей работы заключается в том, что особые экономические зоны подтвердили свою жизнеспособность.

Ведущий: Если заглянуть на 10-15 лет вперед – будет ли существовать необходимость в особых экономических зонах в России? В каком направлении будет происходить их дальнейшее развитие именно в этот период времени?

Алпатов А.А:

Необходимость в создании особых экономических зон будет существовать именно потому, что они, как показала жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития. В будущем, даже через 10, 15, 20 лет, данный инструмент может быть особо востребован на региональном уровне, потому что в настоящее время регионы не только пытаются, но и уже создают такие региональные особые экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, опыт отработки технологии, опыт управления этим процессом во многом будет востребован, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации.

Ведущий: Следующий вопрос пришел из Липецка. Как на данном этапе строится взаимодействие федерального центра и регионов в процессе развития инфраструктуры ОЭЗ? Как происходит распределение ролей и чем руководствуется федеральный центр при решении данных вопросов?

Алпатов А.А:

К сегодняшнему дню создана четкая система управления процессом создания и функционирования особых экономических зон.

Из всех структур, которые занимаются управлением особыми экономическими зонами, главным идеологом является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое формирует нормативно-правовую базу и определяет стратегическое развитие особых экономических зон, проводит конкурсы по созданию ОЭЗ и определяет те регионы, где сегодня наиболее целесообразно создавать особые экономические зоны. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за практическую работу. Также в каждой зоне создается наблюдательный совет, куда входят представители федерального центра, региональных и муниципальных органов власти, а также представители бизнеса, бизнес-объединений и непосредственно резидентов. Это очень важный орган управления, который в регионе определяет правильно или неправильно создается и развивается особая экономическая зона. В соответствии с законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" РосОЭЗ является государственным заказчиком по проектированию и строительству инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетов всех уровней. Для непосредственного строительства объектов инфраструктуры создано открытое акционерное общество "Особые экономические зоны", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. На территории каждого региона имеется территориальное управление нашего агентства, филиал или дочернее общество головного акционерного общества, а также создается штаб строительства, куда входят как начальники штаба, как правило, заместитель губернатора и глава местного самоуправления.

Таким образом, в системе управления созданием ОЭЗ все роли четко распределены.

Ведущий: Игорь Винокуров из Санкт-Петербурга интересуется: как на законодательном уровне регламентированы вопросы, касающиеся порядка образования особых экономических зон в РФ, а также каким образом можно получить статус резидента ОЭЗ?

Алпатов А.А:

Существует сайт Агентства – www.rosoez.ru, на котором очень много справочной информации, полезной для действующих и потенциальных резидентов, подробно описаны различные вопросы, в том числе, и как стать резидентом, и какие налоги на территории ОЭЗ, и т.д.

Для нашей аудитории расскажу о том, какие важные этапы при создании особой экономической зоны существуют.

Всё происходит следующим образом: Минэкономразвития России объявляется конкурс на создание особой экономической зоны. На этот конкурс субъекты РФ и органы местного самоуправления совместно готовят заявки и подают в Министерство экономического развития РФ. Создается специальная конкурсная комиссия, и при ней, если необходимо, экспертные советы. Проводится конкурс и определяется победитель. Затем выходит Постановление Правительства о создании особой экономической зоны того или иного типа на определенной территории. После этого подписывается соглашение между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования о создании особой экономической зоны, в котором детально регламентируются вопросы финансирования, собственности и т.д. Это соглашение становится главным документом при создании и развитии особой экономической зоны. Затем разрабатывается концепция создания и развития особой экономической зоны, формируется система управления в рамках этой концепции, перечень объектов инфраструктуры, которые необходимо построить для развития ОЭЗ. Дальше разрабатывается проект планировки территории, как главный градостроительный документ. И после этого начинается строительство объектов инфраструктуры. Параллельно начинается строительство объектов резидентов. С этого момента зона начинает жить своей жизнью, и наше участие переходит в стадию управления, в стадию эксплуатации инфраструктуры. Вот по таким этапам мы движемся при создании каждой конкретной особой экономической зоны.

По поводу получения статуса резидента я бы сразу еще раз хотел направить пользователей на наш сайт, где очень подробно все это написано. Резидентами ОЭЗ могут стать коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, а также индивидуальные предприниматели. Алгоритм получения статуса резидента очень подробно прописан в нормативных документах. Они размещены на сайте РосОЭЗ.

Ведущий: Инвесторы хотят четко услышать от вас, кто будет представлять государство в зоне, с кем они будут иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. Заранее спасибо.

Алпатов А.А:

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: государственное финансирование создания инфраструктуры, формирование дружественной среды администрирования в ОЭЗ, основанной на внедрении технологии "одного окна", налоговые и таможенные льготы. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ привлекательным для инвесторов.

В целях повышения качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг резидентам, РосОЭЗ разрабатывает и внедряет на территории ОЭЗ систему предоставления государственных услуг по принципу "одного окна".

В рамках системы "одного окна" РосОЭЗ и его территориальные органы заключают соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, предоставляют в аренду земельные участки, осуществляют выдачу разрешений на строительство и пр.

Вместе с тем, исполнение некоторых государственных услуг и функций, востребованных резидентами ОЭЗ, требует участия иных федеральных органов исполнительной власти, таких, как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, Росрегистрации, Роснедвижимость и др.

Внедрение системы "одного окна" подразумевает размещение представителей территориальных органов РосОЭЗ, а также иных федеральных и региональных органов власти в одном офисе – так называемом административно-деловом центре, создаваемом на территории ОЭЗ. Это обеспечивает оперативный информационный обмен и документооборот, снижение административных барьеров для резидентов ОЭЗ, сокращению затрат и времени.

В настоящее время система "одного окна" уже в полном объеме работает в ОЭЗ промышленно-производственного типа в Республике Татарстан.

Ведущий: Следующий вопрос от Владислава Зубова из Архангельска. Расскажите, пожалуйста, о процедуре и сроках регистрации юридических лиц на территории муниципального образования, в котором функционирует ОЭЗ, а также о порядке оформления и подачи заявки. И какие особенности режима предпринимательской деятельности имеют место на территории особой экономической зоны?

Алпатов А.А:

Я хотел бы кратко дать ответ о том, как происходит процедура приема в резиденты. Для того, чтобы стать резидентом нашей особой экономической зоны, компания или предприниматель должен зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту нахождения этой особой экономической зоны в том муниципальном образовании, которое непосредственно участвует в создании особой экономической зоны. В данном случае действует Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

После регистрации готовится бизнес-план, в котором содержится информация о том, что эта компания или предприниматель хотят делать на территории особых экономических зон, и обращаются к нам, в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Далее эти бизнес-планы рассматриваются у нас в Агентстве. Если потенциальный резидент предполагает осуществлять свою деятельность именно в русле нашего стратегического развития, мы подписываем соглашение с данным предпринимателем, с данной компанией, признаем их резидентами, вносим в реестр и выдаем соответствующее свидетельство. Затем уведомляем таможенные, налоговые органы о том, что такая-то компания стала резидентом нашей особой экономической зоны. И на эту компанию или на этого предпринимателя начинают распространяться уже все те льготы и преференции, которые законодательством предусмотрены для резидентов ОЭЗ.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Он пришел из Владивостока от Виктории Воеводиной. Расскажите, пожалуйста, о правовом режиме собственности и регулировании земельных отношений на территории ОЭЗ, обустройстве зон туристско-рекреационного типа, особо охраняемых территорий, а также о пробелах действующего российского законодательства, нормы которого устанавливают данные правоотношения.

Алпатов А.А:

Начнем с земельных отношений. На территории особых экономических зон земельные отношения осуществляются в рамках федерального законодательства. Данные отношения на территории РФ регулируются Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. Имеются определенные особенности. Система оформления земельных отношений происходит следующим образом: когда статус резидента предприятием получен, мы его вносим в реестр резидентов и подписываем соглашение. После этого мы обязуемся предоставить ему земельный участок для строительства своего объекта. Данный земельный участок предоставляется на праве аренды. При создании ОЭЗ земля в собственности государства, потому что государство все-таки подводит очень серьезную инфраструктуру, вкладывает большие средства, и, таким образом, на первом этапе, конечно, территория должна находиться в государственной или муниципальной собственности. Далее, когда инвестор построит свои объекты и приступит к их эксплуатации, он будет платить налоги в бюджет. Таким образом окупаются бюджетные инвестиции. Собственник, созданной на территории ОЭЗ недвижимости имеет право выкупить земельный участок. При этом правовой режим собственности в ОЭЗ ничем не отличается от общего режима. В границах особых экономических зон распространяются все те же преференции, обязательства, гарантии, что и для любого объекта собственности на любой другой территории РФ. Что касается пробелов действующего законодательства, то сейчас сложно назвать какие-то серьезные пробелы, потому что в настоящее время мы приняли более пятидесяти нормативно-правовых документов. Конечно, мы не скрываем, есть какие-то еще недоработки, моменты, которые нужно подкорректировать. В частности, опыт работы в технико-внедренческих зонах показал, что, конечно, нужно дальше двигаться и разрешать производство высоко-инновационной продукции, которая была разработана на территории технико-внедренческой зоны, в ее границах. Иначе, получается научные исследования, потом опытные образцы делаются на территории зоны, а дальше опять инвестору приходится принимать какое-то стратегическое решение: находить площади, где размещать производство этой инновационной продукции. Это то, что нужно поменять в законодательстве, и мы уже такие поправки подготовили. Наверное, в ближайшее время потребуется скорректировать еще и законодательство в части портовых особых экономических зон. Мы тоже видим там определенные пробелы. Но хочу все-таки уточнить, что функция формирования нормативно-правовой базы – это все-таки функция Министерства экономического развития Российской Федерации. Здесь мы можем только как практики, которые реально "на земле" работают, рекомендовать, предлагать, обосновывать, но окончательное слово остается за Минэкономразвития России.

Ведущий: Людмила Николаевна из Москвы спрашивает: как решаются вопросы с обустройством зон туристско-рекреационного типа?

Алпатов А.А:

Туристско-рекреационные зоны, на мой взгляд, это очень интересные особые экономические зоны. Они будут близки нашим простым людям. Потому что существующая сегодня в России инфраструктура туристического бизнеса не соответствует мировым стандартам. Огромное количество наших граждан сейчас выезжают за рубеж и видят современные туристические комплексы, современный менеджмент. В туристско-рекреационных зонах, по сути дела, мы должны построить новую современную инфраструктуру отдыха. Этот проект стартовал не так давно - в 2007 году было принято постановление Правительства РФ о создании семи туристско-рекреационных зон, разработаны концепции создания и развития особых экономических зон. Концепция – это один из самых главных идеологических документов, позволяющих реально оценить, взвесить, понять, что мы строим, что мы хотим увидеть в конце, на кого будет ориентирована зона, насколько доступна – смогут ли люди, например, в туристической зоне за такую-то сумму денег отдыхать, и поедут ли они вообще туда, будут ли там туристические потоки. В 2008 году начался этап проектирования, и к концу этого года мы должны завершить самые главные градостроительные документы – это проекты планировок территорий, плюс проекты первых наших инфраструктурных объектов. Со следующего года мы начнем реальное строительство объектов инфраструктуры. Планируем за 3-4 года построить и объекты инфраструктуры, и туристические объекты, а с 2012 года запустить наши туристско-рекреационные зоны. Некоторые зоны - в передовиках, в частности, 1-2 августа 2008 года мы проведем презентацию алтайских зон – "Бирюзовой Катуни" в Алтайском крае и "Алтайской долины" в Республике Алтай, где покажем уже реальные проекты горнолыжных комплексов, гостиниц, а также уже построенные объекты. Таким образом, туристско-рекреационные зоны очень активно проектируются и строятся, и мы надеемся в установленные сроки запустить их в полном объеме.

Ведущий: Следующий вопрос от Владимира Николаевича из Москвы: используются ли в государственном управлении особыми экономическими зонами современные информационные технологии?

Алпатов А.А:

Так как мы себя позиционируем как один из самых современных органов власти, который не должен ни в чем уступать бизнесу, то мы, конечно же, используем в своей работе самые современные информационные технологии. У нас есть серьезная автоматизированная информационная система, мы проводим видеоконференции, мы проводим селекторные совещания с нашими территориями каждый понедельник. У нас есть, на наш взгляд, очень хороший портал, который работает в реальном режиме времени, и не только для сторонних пользователей интернета, но и для сотрудников нашего агентства и в Москве, и на территориях. В каждой особой экономической зоне стоят веб-камеры, благодаря которым мы в режиме реального времени можем видеть, как движется строительство. В этом году собираемся внедрить технологию "телепрезент", предоставляющую возможность проводить совещания с коллегами, которые находятся за тысячи километров. Она необходима не столько чиновникам, сколько резидентам. Вот конкретный пример: у нас в особой экономической зоне в Липецкой области много итальянских компаний. Часто они прилетают в Москву, а затем им нужно собрать своих подчиненных и лететь в Липецк. Технология телепрезент позволит проводить совещания в реальном режиме времени, не вылетая в регион. Поэтому мы надеемся, что новые технологии будут востребованы резидентами особых экономических зон.

Ведущий: Следующий вопрос о том, каковы особенности налогового и таможенного режима особой экономической зоны, а также какие практические рекомендации с учетом последних нововведений действующего российского законодательства для резидентов особых экономических зон по эффективному использованию налоговых и таможенных льгот Вы могли бы предложить?

Алпатов А.А:

Для каждой особой экономической зоны на нашем интернет-сайте детально прописаны все конкретные льготы. Чтобы интернет-аудитории было понятно, отмечу, что льготы можно разделить на несколько групп. Так резиденты освобождаются от налога на имущество и налога на землю на 5 лет, а в каких-то регионах – до 10 лет.. Это достаточно неплохие льготы, потому что если строится, например, здание стоимостью в несколько миллиардов рублей, то имущественный налог будет достаточно серьезным, иногда он может составлять несколько десятков миллионов. Также имеется льгота по налогу на прибыль. Как правило, в общем случае предусмотрено снижение ставки на 4%, то есть с 24% до 20%. Для технико-внедренческих зон предусмотрена льгота по единому социальному налогу, что очень важно для малых компаний. Имеется льгота по транспортному налогу. Если говорить о таможне, то на территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих, портовых зон действует режим свободной таможенной зоны. Приведу следующий пример. Один из резидентов, построивший в ОЭЗ завод, стоимость которого, ориентировочно, составила около 7 миллиардов рублей, на таможенном режиме сэкономил более 600 миллионов рублей. В целом на льготах он сэкономил около 1,2 миллиардов рублей. Таким образом инвестор-резидент за счет того, что находится в ОЭЗ, экономит более 15-20 %. Это очень существенно.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об эффективности правового регулирования и законодательного обеспечения особых экономических зон на территории Российской Федерации; о налоговых и таможенных преференциях, а также упрощенном порядке администрирования в рамках ОЭЗ как важнейшего преимущества для потенциальных инвесторов?

Алпатов А.А:

В части преференций в первую очередь речь идет о строительстве инфраструктуры за счет государства. На втором месте - создание благоприятного режима администрирования. И только на третьем - таможенные и налоговые льготы. Если говорить о преимуществе системы администрирования, то оно заключается в том, что все структуры работают в системе "одного окна", что является весьма удобным фактором. То есть резиденту, инвестору, предпринимателю, которые работают на территории экономической зоны, можно решить любой вопрос на территории нашего административно-делового центра. Различные функциональные процедуры за резидента выполняет представитель нашего территориального управления. Отмечу, что для нас резидент является главным лицом на территории ОЭЗ. В РосОЭЗ утвержден приказ "О некоторых мерах по взаимодействию центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и территориальных органов с резидентами ОЭЗ". В данном приказе четко определено, как сотрудники центрального аппарата и территориального управления должны работать с резидентами, каким образом помогать им. За каждым резидентом закрепляется конкретный сотрудник, который решает все его проблемы. Более того, на нашем интернет-сайте имеется отдельный блок, с помощью которого любой резидент может направить в мой адрес письмо и пожаловаться на любого сотрудника или дать какие-то предложения. Я обязательно читаю все обращения и принимаю по ним меры. Кроме того, по заявкам наших резидентов сейчас мы очень активно проводим семинары. Последний семинар с резидентами был посвящен принципу работы по системе "одного окна". Наши специалисты помогают резидентам использовать механизмы по финансированию своих проектов. Существует очень много федеральных и региональных программ, где выделяются финансовые средства на различные проекты. Кроме того, мы помогаем нашим резидентам в продвижении их продукции, в том числе, на мировом рынке. Еще раз подчеркну, что резидент для нас является главным действующим лицом в ОЭЗ.

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. Вячеслав Викторович Белов из г. Саратова интересуется: как на законодательном уровне регулируются вопросы разработки, добычи и переработки полезных ископаемых, металлургического производства, а также производства и переработки подакцизных товаров в особых экономических зонах. Какими нормативными правовыми актами указанные вопросы регламентированы?

Алпатов А.А:

Здесь я бы ответил очень коротко. Все, что было перечислено в вопросе, на территории ОЭЗ запрещено. Это принципиальная позиция, она зафиксирована в Федеральном законе об ОЭЗ, потому что ОЭЗ - это инструмент для диверсификации нашей российской экономики, и поэтому глупо использовать режим ОЭЗ для того, чтобы там заниматься, скажем, добычей полезных ископаемых.

Ведущий: Следующий вопрос от Павла Петровича Кислова. Слышал, что создана ОЭЗ по производству ювелирных изделий и бриллиантов. Не секрет, что данная отрасль является одной из богатейших и не нуждается в особых льготах? На что ориентировано создание данной ОЭЗ?

Алпатов А.А:

Сразу скажу, что это слухи, таких ОЭЗ нет. Я думаю, скорее всего, их никогда не будет, потому что переработка или производство ювелирных изделий не является нашей первоочередной задачей на сегодняшний день.

Ведущий: Следующий вопрос от Севастьянова Александра из Воронежа: в чем преимущества особых туристических зон для инвесторов и для тех регионов, в которых они созданы? Виден ли какой-либо результат на данный момент? Вы немного рассказали про туристические зоны, разъясните, пожалуйста, положительные стороны для инвесторов.

Алпатов А.А:

Особенность туристических зон заключается в том, что необходимо не только построить инфраструктуру внутри ОЭЗ (провести энергетику, воду, канализацию, освещение, туристическую инфраструктуру). В первую очередь мы закладываем реконструкцию аэропортов, затем договариваемся с Минтрансом и находим средства на строительство автодорог, прокладываем все коммуникации. Резидент ОЭЗ получает возможность строить только коммерческие объекты. И, таким образом, окупаемость и рентабельность его инвестиций увеличивается в десятки раз. На мой взгляд, резиденты получают самое главное преимущество - строительство инфраструктуры за счет государства. Кроме того, я ещё раз отметил бы льготы и дружественный режим администрирования. Немаловажным является и то, что сегодня инвесторы с нашей помощью могут построить в России самые современные курорты мирового уровня. Пользуясь случаем, призываю крупных ответственных финансовых игроков подумать над этим и обратиться к нам, так как осталось совсем немного времени для того, чтобы попасть в перечень резидентов, которые смогут сделать что-либо на самом деле грандиозное в нашей стране.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Сергеев Андрей Викторович из Мурманска интересуется. В ходе недавнего конкурса по определению портовых особых экономических зон была одобрена всего одна морская. В то же время Мурманская область подавала сразу две заявки на ПОЭЗ по обеим сторонам Кольского залива. Областная власть все время утверждала, что обе заявки отлично подготовлены. Так в чем же, на Ваш взгляд, проблема у мурманских проектов портовых зон, почему их отправили на доработку?

Алпатов А.А:

Хотел бы сразу отметить, что все-таки более корректно было бы комментировать результаты конкурса Министерству экономического развития Российской Федерации, потому что оно организовывало конкурс и в целом подводило итоги. Но, как член конкурсной комиссии, я дам некоторую информацию. Во-первых, не только мурманская заявка была отклонена, были отклонены и другие заявки из достаточно серьезных регионов. На первом этапе принято решение о создании пока трех ПОЭЗ: двух аэропортов и одной морской в Хабаровском крае. В чем были вопросы у членов конкурсной комиссии и, в том числе, по Мурманску? Мурманск - один из стратегических портов и то, что там нужно развивать всю инженерную портовую инфраструктуру никто не сомневается. С другой стороны, когда создается ОЭЗ, очень внимательно нужно все просчитать, и не только затраты на инфраструктуру внутри ОЭЗ, но и на инфраструктуру за её пределами, для того, чтобы реально понимать, сколько же это будет стоить государству. У г. Мурманска было 2 заявки, и логично было бы, чтобы и на левом, и на правом берегу была общая экономическая зона. Но, к сожалению, сейчас законодательство этого не позволяет, в связи с чем мы готовим определенные изменения в законодательство. Как сказала Министр экономического развития Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, скорее всего, в конце этого года будет проведен еще один конкурс. Мы надеемся, что Мурманск снова примет участие в конкурсе. Мне кажется, что шансы у города Мурманска достаточно серьезные.

Ведущий: Алексей Викторович Николаенко из города Пушкино спрашивает: неоднократно слышал, что в 2007 году была запланирована подготовка проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создания технопарков. Скажите, пожалуйста, какова цель образования технопарков и в чем их преимущественное отличие от особых экономических зон?

Алпатов А.А:

Должен сразу сказать, что создание и строительство технопарков, также, как создание и строительство игорных зон в России, не входит в компетенцию нашего агентства. Этим занимаются другие министерства и ведомства. Но хотел бы все-таки пояснить, в чем же принципиальное отличие технопарка от ОЭЗ. Технопарк - это всего лишь один из элементов инновационной инфраструктуры технико-внедренческой зоны. Технопарк - это здание, которое строится за счет государственных или частных средств, в котором размещаются компании в зависимости от стратегии создания технопарка. Там эти компании работают, строят свой бизнес, разви
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий