» » ОЭЗ "Алабуга": Зона стратегического значения

ОЭЗ "Алабуга": Зона стратегического значения

Автор: rosez от 30-06-2008, 12:24
Россия в новом тысячелетии последовательно возвращает себе статус одной из ведущих держав мира. Решающую роль в этом возрождении играют так называемые регионы-доноры, наращивающие свой инновационный и производственный потенциал, успешно реализующие национальные проекты. К их числу, несомненно, относится Татарстан. До недавнего времени республика была известна в экономической сфере главным образом благодаря своей нефти, ряду нефтехимических и машиностроительных предприятий. Однако сегодня Татарстан становится тем субъектом федерации, где, опираясь на сырьевые ресурсы и традиционно крепкую научную и инженерно-техническую кадровую базу, формируют новую экономику, диверсифицированную, открытую внешнему миру и способную быть конкурентоспособной в нем. Наглядный пример тому - особая экономическая зона (ОЭЗ) "Алабуга", стремительно становящаяся центром притяжения инвестиций и приложения сил для отечественных и зарубежных компаний. О том, что значит ОЭЗ "Алабуга" для Татарстана, насколько ее опыт способен повлиять на конкурентоспособность России в целом, мы беседуем с Президентом республики Минтимером ШАЙМИЕВЫМ.

- Минтимер Шарипович, судя по тому, что Вы часто бываете на территории ОЭЗ "Алабуга", причем с самыми высокими гостями, руководство республики видит в ОЭЗ нечто большее, чем просто промышленно-производственное образование…

- Мы стараемся вообще смотреть на вещи шире. Ведь на любом производстве или в учреждении работают люди - наши люди. Они же работают, чтобы жить, а не наоборот, как в стране было в недавнем прошлом. И задача властей любого уровня - сделать все, чтобы в подведомственной им сфере формировалась нормальная социальная и культурная среда, была здоровая атмосфера…

Но Вы правы в том, что "Алабуга" для Татарстана, да и для России в целом, думаю, имеет особое значение - с точки зрения новизны задач, которые здесь решаются, и последствий этих решений.

- Вы сказали "новизна задач". В чем она, ведь известно, что ОЭЗ "Алабуга" возникла на месте несостоявшегося еще в советские времена гигантского Елабужского тракторного завода - КамТЗ - и базируется на близости ресурсной базы Нижнекамского нефтехимкомбината, это привлекает сюда резидентов. То есть все традиционно…

- Знаете, вот такая постановка вопроса (она ведь часто звучит применительно к России) меня просто удивляет! Говорят: Россия стала зажиточной, потому что эксплуатирует свои "традиционные" природные богатства - нефть и газ, цены на которые на мировом рынке неуклонно растут. Смысл такой, что это плохо. А чем плохо? Что, лучше пренебречь естественными конкурентными преимуществами, закрыть промыслы и занимать по всему миру деньги на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью? Это же за гранью здравого смысла! То же относится и к Татарстану. Да, у нас есть нефть, но она высокосернистая, тяжело, затратно дающаяся, но все же приносящая порядка 30 процентов доходной части бюджета республики. Мы стабилизировали добычу на уровне

30-31 миллиона тонн в год и задумались в свое время (по-моему, своевременно) о том, что надо развивать в республике глубокую переработку, опираясь на самые лучшие мировые технологии. У нас есть "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Казаньоргсинтез", Завод синтетических каучуков, они модернизируются, но этого мало - мы заложили в Нижнекамске новый, суперсовременный нефтехимический комплекс с объемом ежегодной нефтепереработки 7 млн. тонн тяжелой высокосернистой нефти. Он позволит выпускать моторные топлива мирового качества, перейти от полупродуктов к выпуску полноценной гаммы полимерной продукции, в том числе той, которая никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не выпускалась. Аналогичный комплекс по объему нефтепереработки будет построен также и с участием малых нефтяных компаний. Поэтому неудивительно, что зарубежные фирмы, в том числе с мировым именем, отдают должное открывающимся перспективам и приходят в "Алабугу". Что касается площадки несостоявшегося КамТЗ, то там была только зачаточная инфраструктура, важно само географическое положение.

- Минтимер Шарипович, то, о чем Вы говорите, называется хозяйским подходом к использованию природных ресурсов. Однако в данном случае этот подход требует гигантских, насколько я понимаю, капиталовложений, в том числе - на обеспечение экологической безопасности…

- Да, конечно. Сохранение окружающей природной среды в условиях развития таких производств - это серьезный вопрос. Но когда я говорил, что мы строим новый нефтехимкомплекс на основе суперсовременных технологий, то имел в виду и это: такие технологии по определению, как говорится, являются щадящими природу. Совокупная стоимость проекта нефтехимкомплекса составляет около 9 миллиардов долларов США, и значительную часть этих затрат составляют природоохранные компоненты - чтобы не было вредящих экологии выбросов ни в атмосферу, ни в почву. Хищнического, паразитного отношения к родной земле мы не позволим никому, это относится и к резидентам "Алабуги".

- Хорошо, давайте теперь обратимся непосредственно к площадке Особой экономической зоны. Что она собой должна представлять по замыслу и представляет на сегодняшний день?

- Постановление Правительства России о создании на территории Елабужского района Татарстана ОЭЗ промышленно-производственного типа "Алабуга" было подписано в декабре 2005 года. Не просто так подписано, - большой конкурс был, многие регионы хотели иметь у себя такую зону. Но Минэкономразвития РФ, проанализировав заявки, утвердил на всю страну две ОЭЗ такого типа, в настоящее время работает еще Липецкая зона, аналогичная нашей.

На сегодняшний день ОЭЗ "Алабуга" занимает территорию в 20 квадратных километров, которая разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Уже функционируют железнодорожная ветка протяженностью свыше 5 км. и контейнерная площадка на 1500 сорокафутовых контейнеров. На территории построена сеть автомобильных дорог длиной свыше 30 км. К каждому участку подведены электричество, газ, тепло и другие необходимые инженерные коммуникации общей протяженностью более 200 км.

Всего за 2006-2008 годы были созданы объекты инфраструктуры на сумму свыше 5 млрд. рублей. С апреля 2008 года начал работать Елабужский таможенный пост. В Административно-деловом центре расположены офисы 16 государственных регулирующих органов, которые работают в режиме "одно окно". Так что созданы практически все необходимые условия для работы резидентов. А для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ, компании необходимо подписать с органом управления ОЭЗ "Алабуга" соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности и инвестировать в свои производственные фонды, расположенные в зоне, не менее 10 миллионов евро.

- Десять миллионов евро - не слишком дорогой “входной билет”?

- Порог высокий, и сейчас обсуждается возможность понизить его до 3-4-х миллионов евро, но идеология ставки понятна - на первом этапе надо было привлечь в ОЭЗ относительно крупных инвесторов. Логика еще и в том, что республика должна создать для компаний, входящих в зону, соответствующие условия, а это дорогостоящее мероприятие. Сырьевая база, как мы видим, есть, нужна инфраструктура. В принципе она тоже есть: аэропорт Бегишево под Нижнекамском, это около 40 километров от "Алабуги", сеть дорог, выходящих на федеральную автотрассу Москва-Казань-Уфа-Челябинск, порты с грузовыми терминалами в Елабуге, Набережных Челнах, Нижнекамске, обеспечивающих перевалку грузов по Каме, Белой, Вятке и Волге и, значит, выходы водного транспорта в Черное море и на Балтику, железная дорога со станцией под Челнами, обеспечивавшая в свое время строительство КАМАЗа… Другое дело, что все это надо развивать, доводить до уровня современных требований логистики. Вот я сказал - "логистика". Мудреный для многих термин - что такое, зачем? А если посмотреть внимательно - все понятно. Скажем, нам предстоит провести реконструкцию существующих автодорог и построить новую, она составит примерно 23 километра, речной порт новый надо построить, вторую железнодорожную ветку в 25 километров длиной, нарастить мощности елабужской ТЭЦ на 180 гигакалорий в час. Все это требует больших денег - затраты на названные объекты оцениваются сейчас почти в миллиард рублей. Но ведь все это предназначено не только для тех, кто в особой зоне сидит (не сидит, конечно, работает), этой инфраструктурой все будут пользоваться. Значит, и бизнес, и жизнь в Закамской зоне республики будут более комфортными.

- Извините, Минтимер Шарипович, неужели нет никаких проблем в этом сложнейшем деле?

- Почему нет? У нас разве есть что в стране, что без проблем решается? Например, для того, чтобы растущие производства ОЭЗ были обеспечены электроэнергией с гарантией, так скажу, на вырост, надо ввести подстанцию "Кама" на 500 мегаватт. Находятся люди в РАО "ЕЭС", в федеральных министерствах, которые дают понять - вам надо, вы и вкладывайтесь. А разве это только нам, Татарстану, надо? Какой-то местечковый подход наоборот. Но мы работаем, разговариваем, обсуждаем… Думаю, эту подстанцию включим все же в инвестпрограмму Федеральной сетевой компании.

- Еще о проблемах. Я посмотрел материалы по "Алабуге" и отметил, что в зоне через пять лет будет около 30 тысяч рабочих мест. Прекрасно в условиях трудоизбыточности, но у нас-то дефицит трудовых ресурсов. Кто встанет к станкам, упрощенно говоря?

- …Больная тема, это правда. Вопрос даже не в том, где взять работников, а в том, где взять толковых, высококвалифицированных и - что не менее важно - готовых трудиться в современном ритме производства, жестком ритме, требующем большой самодисциплины и готовности постоянно совершенствоваться. Мы сегодня - я имею в виду Россию в целом - столкнулись с тем же, что является головной болью всех развитых стран, со структурной безработицей. Это значит, что физически работники есть, а нет по тем или иным специальностям, соответствующей квалификации. Что говорить - развалили за 90-е годы систему профтехобразования… Одновременно есть трудоизбыточные регионы и испытывающие острый дефицит кадров - очень низкая в России готовность населения к трудовой миграции - традиционно, испокон веков. В определенных исторических условиях это было большим плюсом, сейчас - минус. Мы думаем над этой проблемой, ищем варианты. Одним из них - мне уже приходилось эту мысль высказывать - является организация вахтового метода работы в пределах одной отдельно взятой республики, то есть Татарстана. Но это в целом по трудовым ресурсам в Татарстане. Что касается ОЭЗ "Алабуга", то мы предвидели, конечно, возникновение такого вопроса и готовились к нему. Программа формирования ОЭЗ предусматривает для начала строительство более 3 тысяч квартир, детсада, школы, медицинских и оздоровительных учреждений - всего, короче говоря, необходимого для нормальной жизни вновь прибывающих работников и их семей. Это на первом этапе, а по мере вхождения новых резидентов, уверен, объемы социального строительства будут нарастать. Кроме того - и это будет, не сомневаюсь, предметом нашей гордости - в Елабуге затевается строительство университета мирового уровня - "Инженерная академия Sollers", выпускники которого будут получать "двойные" дипломы, признаваемые не только в России, но и на Западе. Будут построены новые корпуса Казанского технического университета имени Туполева (там есть факультеты и специализации по автомобилестроительной тематике) и, конечно, будем развивать Елабужское профессионально-техническое училище, там тоже поставим новый корпус и общежитие, чтобы расширить прием на рабочие специальности.

- И все же вопрос остается: откуда возьмутся люди, которые придут в цеха фирм, пополняющих список резидентов "Алабуги", в аудитории вузов, готовящих ИТР для зоны, в мастерские ПТУ?

- Ну, жизнь же не стоит на месте, рождаемость вот растет… Серьезно, ну не бывает так, чтобы люди не потянулись туда, где им созданы хорошие условия для жизни и работы, гарантирована достойная зарплата. Престиж тоже будет играть свою роль. По моим ощущениям, а они меня редко обманывают, мы со всей страной уже почти переболели такой болезнью, когда ребята молодые гордились тем, что они "менеджеры зала" в какой-то торговой точке (вообще-то, обыкновенные продавцы) или охранники в частной фирме. "Секьюрити", что ли, они называются? Посмотрите, какой конкурс в последние годы на технические специальности в вузах, посмотрите, наконец, кто сейчас работает в цехах той же "Северсталь-авто-Алабуга", одного из ключевых резидентов нашей ОЭЗ - молодые, умные, знающие себе цену ребята. И они понимают, что делают настоящее дело. Между прочим, знаете, какие расчеты провели менеджеры "Северсталь-авто"? Они посмотрели, кто есть в радиусе 500 и 1000 километров от нашей ОЭЗ. Получилось, что в круге первого радиуса живут более 21 миллиона человек, а в 1000-километровой транспортной доступности - вообще 49 процентов населения России! Вот вам и кадровый вопрос, и потенциал сбыта. Замечу еще вот что: резерв кадров создают изменения, происходящие в Татарстане на селе. Слава Всевышнему, мы в нашей республике уберегли село от разорения в 90-е годы, не стали рубить с плеча, чтобы поспеть за модными реформами. Сейчас это воздается сторицей - пришли на село крупные инвесторы, внедряют современные технологии в животноводстве и растениеводстве, мегафермы строят… Это, помимо всего прочего, что значит? Что производительность труда в аграрном секторе выходит на принципиально новый уровень и там, где еще 3-4 года назад нужны были десятки работников, сегодня управляются считанные единицы. То есть идет высвобождение рабочей силы. Вообще, когда говорят, что село - это основа жизнестойкости любого государства, это правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет не только о хлебе и молоке, о земле-кормилице, но и о людях, которые подпитывают собой городскую цивилизацию.

- Минтимер Шарипович, Вы упомянули в качестве "якорного", как принято говорить, резидента "Алабуги" "Северсталь-авто". Есть - сегодня или будут в перспективе - в ОЭЗ инвесторы, сравнимые с этой компанией по объему инвестиций и производственных программ?

- По объему инвестиций с этой компанией - она теперь называется "Sollers" - сравнить кого-то пока трудно: только в производство в ОЭЗ коммерческих автомобилей "Fiat Dukato" и грузовиков "Isuzu" (совместный с японцами проект) они уже вложили почти 170 миллионов долларов и планируют вложить еще около 70 миллионов. Компания намерена выйти на годовой объем выпуска названных автомобилей в 120 тысяч штук в год. Точнее, там так будет: 75 тысяч - "Дукатов" и 50 тысяч - "Исузу". И это еще не все. В рамках прошедшего в начале июня этого года в Санкт-Петербурге экономического форума было подписано соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия компании "Sollers" и итальянского автомобильного гиганта "Fiat Group". Это предприятие по производству и дистрибуции легковых автомобилей "Фиат" будет построено на территории особой экономической зоны "Алабуга". В первое время мощность производства составит ежегодно около 50 тысяч автомобилей типа седан "Fiat Linea" с перспективой выхода на уровень объемом в 150 тысяч машин. Так что с учетом КАМАЗа Закамская зона республики превратится в "татарский Детройт", как уже сейчас говорят, примерно к 2012 году. Не случайно в конце мая на церемонию запуска в "Алабуге" в серийное производство "Fiat Dukato" приезжал Премьер-министр России Владимир Владимирович Путин. Это к вопросу о значении ОЭЗ "Алабуга" для всей российской экономики. Кстати, тогда же в присутствии В.В.Путина был подписан Протокол о намерениях создания в Елабуге образовательного центра "Инженерная академия Sollers", о котором я уже упомянул. Протокол подписали генеральный директор "Северсталь-авто" Вадим Швецов и вице-президент "Fiat" Энцио Бара. Образовательный центр будет создан в Елабуге "с нуля". Интеллектуальную поддержку инженерной академии, в том числе по созданию образовательных программ, окажет итальянский Туринский политехнический институт. Первоначально вуз будет ориентирован на подготовку сотрудников "Северсталь-авто", повышение их квалификации, позже вуз будет готовить инженеров-технологов для других автомобилестроительных предприятий. Планируется, что занятия в инженерном центре начнутся уже этой осенью. Понятно, что автомобильное производство тянет за собой выпуск автокомпонентов. А это более чем устойчивый и прибыльный бизнес при правильной постановке дела. Например, если рассматривать всю продукцию нефтехимии, то она достигает 30% от стоимости автомобиля. А что будет завтра, когда в компоновке машин будет применяться еще больше полимерных материалов? Я хочу подчеркнуть, что это все "кумулятивный эффект" автостроения: локализация производства, то есть изготовление деталей, узлов и агрегатов здесь, у нас, означает вовлечение в процесс малого и среднего бизнеса не только из числа резидентов особой зоны, но и новых фирм, что предполагает новые поступления в местные, республиканский и федеральный бюджеты. К слову: по программе Sollers локализация производства в ОЭЗ через 3-4 года должна достичь 90 и более процентов. Что касается других резидентов ОЭЗ (на сегодня их семь, а в перспективе до 2011 года мы рассчитываем довести их количество до примерно сорока), то я бы в первую очередь отметил приход к нам всемирно известной датской, а по существу транснациональной, компании "Rockwool". 4 июня в торжественной обстановке был заложен первый камень в фундамент завода, который они здесь будут строить. Это, по оценке специалистов, лучшее в мире по технологиям производство теплоизоляционных материалов. Первая очередь рассчитана на 100 тысяч тонн в год, а с вводом в строй второй очереди выпуск вырастет более чем в два раза. Излишне говорить, что в этих материалах очень нуждается наш строительный комплекс, но дело не ограничивается Татарстаном: хозяева "Rockwool" рассчитывают на сбыт своей продукции (выпуск начнется, по планам, в 2010 году) на Урале и в Сибири, а также и в Казахстане. Кстати, инвестиции в первую производственную линию составят 125 миллионов евро. Насколько я информирован, это крупнейшая в истории группы компаний "Rockwool" сумма, вложенная в создание нового производственного предприятия в мире.

- Судя по тому, что Вы рассказываете, инвесторов в "Алабугу" привлекают главным образом ее географическое положение и наличие сырьевой базы буквально под рукой. Налоговые льготы - дело второстепенное?

- Для кого как. Конечно, названные вами факторы имеют большое и, может быть, даже решающее значение для крупных инвесторов в сфере автомобилестроения и производств, существенно зависящих от нефтехимической продукции. Однако и финансовые преференции играют важную роль. Посмотрите: резиденты ОЭЗ работают в условиях свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, с них не взимается пошлина на вывоз произведенной продукции за пределы России. Это федеральная составляющая, а есть еще и республиканская: сроком на 10 лет резиденты освобождены от налогов на имущество, земельного, транспортного, а налог на прибыль снижен на 4%. По-моему, это все существенные плюсы.

- Вопрос о плюсах для Татарстана можно не задавать, Вы все очень подробно разъяснили, но все же - одно уточнение чисто финансового свойства, если можно: каков в целом объем государственных инвестиций в создание и развитие ОЭЗ "Алабуга", "отобьются" ли они и если да, то в какие сроки?

- По состоянию на начало текущего года из бюджетов разных уровней, начиная с федерального, в ОЭЗ "Алабуга" вложено 5 миллиардов рублей. До конца 2009 года планируется освоить еще 6 миллиардов. В то же время налоговые поступления от реализации только одного проекта - Sollers - за пять лет должны составить примерно 12 миллиардов рублей. Так что и в таком узком смысле создание особой экономической зоны вполне оправданно. Но главная "рентабельность" в другом, конечно, и я действительно постарался подробно разъяснить это.

- Минтимер Шарипович, у меня остался один вопрос: срок определенного постановлением Правительства России существования ОЭЗ "Алабуга" 20 лет. Что будет потом?

- Я уже говорил, что к 2011 году мы рассчитываем привлечь в "Алабугу" около 40 компаний-резидентов. Чем они будут заниматься, мы примерно знаем уже сейчас: помимо налаженного выпуска автомобилей, автокомпонентов, различных материалов и оборудования для строительного и жилищно-коммунального комплекса это будут производства высокотехнологичного электронного оборудования, фармации, бытовой химии, компонентов для авиастроения и ряд других. В совокупности мы ожидаем получить инвестиций в экономику республики в сумме не менее 2,5 миллиарда долларов США. Даже если дело ограничится только этим, можно будет с чистой совестью сказать: особая зона свое дело сделала и больше не нужна. Но я думаю, что она будет не нужна по другой причине. К тому времени весь Татарстан превратится в такую экономическую зону - особо привлекательную. Хотя наша республика и сейчас уже ведь такая, разве не так?

- Так, Минтимер Шарипович. Спасибо за беседу.

* * *

Интервью вел Юрий Алаев. Оно будет опубликовано также в очередном, 16-м, номере приложения к журналу "Родина" (учрежден Администрацией Президента РФ и Правительством РФ) - Вестник актуальных прогнозов "Россия. Третье тысячелетие".

Источник - Газета "Время и Деньги", № 118-119, 27 июня 2008г.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий