Татарстан снимает барьеры для автокомпонентов

Автор: rosez от 30-05-2008, 10:06
Татарстан предложил российскому правительству понизить инвестиционный порог для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) с 10 млн евро до 3 млн евро. Главным претендентом на работу в новых, смягченных, условиях станет ОАО «Северсталь-авто», организующее производство автокомпонентов в ОЭЗ «Алабуга». Впрочем, признают эксперты, снижение инвестиционного порога не нарушает концепцию: спустя три года бума инвестпроектов в ОЭЗ не произошло.

Как заявил в четверг министр экономики Татарстана Марат Сафиуллин, региональные власти внесли в правительство РФ предложения о понижении инвестиционного порога для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ) с действующих 10 млн евро до 3 млн евро. Господин Сафиуллин отметил, что татарстанские чиновники обсудили эти предложения с премьером Владимиром Путиным в рамках выездного совещания по развитию отечественного автопрома. Свое заявление министр сделал на встрече с немецкими производителями автокомпонентов — Bosch Rexroth, Frauenthal Automotive Components, Besta AG.

Согласно базовому закону об ОЭЗ, принятому в 2005 году, резидент промышленно-производственной зоны (ППЗ) обязан инвестировать 10 млн евро. В России действуют две ППЗ: в Татарстане — ОЭЗ «Алабуга» и Липецкой области — «Липецк».

По мнению Марата Сафиуллина, действующий барьер препятствует привлечению иностранных производств. Он пояснил, что иностранные проекты по объему вложений существенно ниже, чем у якорного резидента зоны «Северсталь-авто». Соавторы базового закона признают, что барьеры высокие. «Но тогда решили не плодить мелких инвесторов», — вспоминает первый зампред комитета Госдумы по энергетике Валерий Драганов. Марат Сафиуллин уверен, что новые требования могут вступить в силу уже через полгода.

В ответ на согласие правительство Татарстана готово направить 200 млн руб. на строительство индустриального парка на 100 кв. м для иностранных участников. Первой компанией, на которой отразятся новые условия, становится «Северсталь-авто», ранее инициировавшая и создание аналогичного парка, и снижение требований к резидентам.

«Северсталь-авто» по соглашению с РосОЭЗ должна в течение семи лет локализовать на 50% производство коммерческих автомобилей Fiat Ducato и легких грузовиков Isuzu. Планируемый объем инвестиций в развитие компонентной базы в ОЭЗ «Алабуга» составит от 150-300 млн евро.

Вчера господин Сафиуллин подтвердил „Ъ“, что половину продукции резидентов индустриального парка предусматривается поставлять по программе локализации «Северсталь-авто». Оборот автопрома в Татарстане в этом случае увеличится к 2010 году с 300 до 500 млрд руб., из которых 5% придется на компоненты.

Отраслевые аналитики считают это хорошей новостью, но, если решение и будет принято, по их мнению, сразу на автомобильной отрасли оно не отразится. «Помимо этих мер, необходимо стимулировать отечественных производителей автокомпонентов, чтобы их покупали иностранцы, в том числе освобождая от налогообложения на два-три года, — считает аналитик ИК „Брокеркредитсервис“ Севастьян Козицын. — Кроме того, недостаточно распространить льготы только на ОЭЗ, необходимо поднимать производство и на существующих мощностях».

Аналитика ИК «Уралсиб» Кирилла Чуйко смущает пятикратное снижение «входного порога». «Непонятно, для чего это сделано, — говорит он. — Трудно представить себе крупного иностранного производителя автокомпонентов с инвестициями в размере 2-3 млн евро. Их сумма никак не может быть меньше 10 млн евро».

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов предположил, что в снижении в первую очередь заинтересованы власти Татарстана, которые хотят привлечь в «Алабугу» новых иностранных инвесторов. «В последнее время многие из крупных иностранных инвесторов приняли решение о размещении своих производств в других регионах. Если взять тех же автопроизводителей, то часть из них разместилась в Санкт-Петербурге и области, а часть в Калужской области», — напоминает он.

Экс-чиновник Минэкономразвития, а ныне управляющий компанией «Тройка-Диалог» Андрей Шаронов считает, что снижение инвестиционного требования приведет к расширению круга инвесторов. «Многие интересные проекты сейчас не требуют вложений на 10 млн евро, но после того, как они стартуют, как правило, появляются новые стимулы наращивать первоначальные инвестиции», — заявил он. По словам господина Шаронова, отсутствие бума инвестпроектов связано в том числе с тем, что строительство инфраструктуры затянулось. Его коллега Григорий Бунатян, работавший в Калининградском агентстве регионального развития, считает, что необходимо дифференцировать инвестиционные требования в зависимости от профиля ОЭЗ. Он настаивает на том, что вслед за смягчением условий для ППЗ следует перепрофилировать их и сделать универсальными.

Авторы - Луиза Игнатьева, Юлия Гараева, Арина Шарипова

Источник - Коммерсантъ-КАЗАНЬ, № 92 от 30.05.2008.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий