» » Руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Андрей Алпатов: "ОЭЗ были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов"

Руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ Андрей Алпатов: "ОЭЗ были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов"

Автор: rosez от 18-11-2008, 12:03
В условиях мирового финансового кризиса одним из самых эффективных инструментов антикризисной политики являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Они позволяют минимизировать затраты инвестора за счет государственного финансирования инфраструктуры и создания режима делового благоприятствования. Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Андрей Алпатов рассказал обозревателю "Газеты" Анатолию Данилову, как правильно работать с резидентами зон, что следует изменить в законодательстве и почему не надо бояться соседства с теми зонами, где предполагается разместить игорный бизнес.

Cказывается ли мировой финансовый кризис на процессе привлечения резидентов в ОЭЗ?

Интерес бизнеса к ОЭЗ не снизился. Только в октябре у нас прошло несколько экспертных советов, где было принято около 30 новых резидентов. В их числе - крупная французская компания и две итальянские. Они будут действовать в промышленно-производственных зонах (ППЗ) «Алабуга» и «Липецк». Есть проекты и для технико-внедренческих зон (ТВЗ).

В то же время кризис заставляет нас более подробно анализировать бизнес-планы компаний, которые стремятся стать резидентами. В частности, необходимо выяснить, располагают ли они собственными ресурсами для осуществления заявленного проекта, а если они рассчитывают на заемные средства, насколько серьезны гарантии, что они эти средства получат. Поскольку с кредитами сейчас действительно проблема, есть опасение, что в будущем году замедлится динамика по туристско-рекреационным зонам (ТРЗ), где строительство многих объектов идет за счет заемных средств. Что касается прямых инвестиций в промышленное производство, мы думаем, что они будут поступать в запланированном объеме.

Аналитики предсказывают спад деловой активности и снижение роста экономики в 2009 году до 3,5%. Получается, что ОЭЗ - просто острова благополучия в России?

ОЭЗ и были задуманы как система наибольшего благоприятствования для бизнесменов. Главный фактор - создание необходимой инфраструктуры за счет государственных средств и организация делового климата с минимальными потерями бизнеса на взаимодействие с различными ведомствами и службами. Плюс налоговые и таможенные преференции. Массовый приток резидентов начинается, когда государство выполняет обязательства по созданию инфраструктуры. На сегодня государство вложило в инфраструктурные проекты 30 млрд рублей. Эти деньги, соответственно, сэкономили резиденты. При строительстве крупного промышленного объекта вложения государства позволяют экономить примерно 20% средств собственника.

Те, кто строит, знают, что самое сложное - это оформление имущественно-земельных отношений. Мы провели все необходимые работы: выбраны территории, установлены границы зон, проведен кадастровый учет участков, оформлены права на землю и объекты недвижимости.

Насколько реальная стоимость земли в ОЭЗ ниже рыночной?

Она в разы, а в некоторых случаях в десятки раз ниже рыночной цены. При утверждении проекта мы подписываем с резидентом специальное соглашение. В нем все четко определено. Вначале резидент является арендатором, и арендные ставки не превышают 2% от кадастровой стоимости в год. Когда строительство предприятия завершено и начинается выпуск продукции, а объем инвестиций соответствует проектному, резидент получает разрешение выкупить землю на условиях, определенных заранее по фиксированной цене. Он может и продолжать оставаться арендатором, если выкуп земли ему пока невыгоден. Выбор полностью за резидентом.

В настоящее время функции застройщика на территориях ОЭЗ выполняет государственное ОАО «Особые экономические зоны». В дальнейшем оно будет управлять инфраструктурными объектами. Но и частные инвесторы проявляют интерес к таким проектам. Возможно ли допустить их в инфраструктуру ОЭЗ?

Считаю, что это не только возможно, но и необходимо. Если на инфраструктурный объект можно найти частного инвестора, это обязательно надо делать. В идеале мы видим такую модель. За счет государства создается необходимая инфраструктура, на первом этапе это необходимо, потому что никакой частник не сможет осуществить те проекты, которые в состоянии профинансировать государство. В дальнейшем объекты инфраструктуры могут быть выкуплены - возможно, самими резидентами или в партнерстве, например, с крупным фондом. Главное здесь - возвращение средств, затраченных государством, полностью или частично. И направление их на освоение новой особой экономической зоны. Что касается тарифной политики частной компании, думаю, что в любом случае бесконтрольного взвинчивания тарифов не произойдет и нагрузка на резидентов чрезмерной не станет.

Многие инвесторы, готовые работать в ТВЗ, задают вопрос о жилье для работников. Вы готовы его строить?

Проблема есть, и ее придется решать. Но пока мы тратим средства, выделенные РосОЭЗ, только на создание инфраструктуры. Но, например, два общежития в Дубне уже построены за счет города и Московской области.

Резидентов ТВЗ не устраивает возможность выпуска опытных партий. Они настаивают на масштабном производстве. Их требования обоснованны?

Мы подготовили конкретные поправки в законодательство. Производство продукции, разработка которой осуществлена в ТВЗ, безусловно необходимо.

В ППЗ сдерживающим фактором для малого бизнеса является необходимость инвестировать в проект не менее 10 млн евро. Вы готовы изменить ситуацию?

Это обсуждалось в «Алабуге» с председателем правительства. Там сейчас резко увеличивается выпуск микроавтобусов, которые будут использоваться в том числе как машины скорой помощи. И был поставлен вопрос о локализации производства комплектующих - рядом с главным конвейером. Законодательные поправки по снижению инвестиционного критерия примерно в три раза в Думу также внесены.

Представители Федерального агентства по туризму недавно критиковали РосОЭЗ за слишком медленное освоение территорий ТРЗ, в частности "Новой Анапы". Каково реальное положение дел?

Критика - вещь полезная. Но те, кто критикует, должны знать, что, во-первых, особые зоны туристско-рекреационного типа созданы позже технико-внедренческих и промышленно-производственных. Во-вторых, при строительстве ОЭЗ, как и при любом крупном строительстве, есть определенный технологический цикл: оформление земельных отношений - концепция - проектирование - строительство - эксплуатация. И здесь мы идем строго по графику. По «Новой Анапе» на прошлой неделе утвердили градостроительный проект. Важнейшие первые этапы оформления документации, земельных отношений, согласований на строительство со стороны не видны, отсюда и критика. Но пока мы полностью не утвердим все проектные документы, привлекать резидентов нет смысла. На побережье развить инфраструктуру очень непросто: есть проблемы в энергетике, экологии, с транспортными развязками. Но со следующего года мы начнем реальное строительство. И будущие резиденты увидят на макете, какие объекты и где они смогут построить. Там предусмотрено масштабное строительство отелей всех классов - от элитного до экономического. Посещаемость зоны примерно 130 тысяч человек в год. Надеемся, что не менее 10% россиян, которые каждый год ездят на курорты Турции и Египта, приедут в Анапу.

В «Новой Анапе» есть то, что не могут дать Турция и Египет?

Например, экологический фактор. Радиационный фон там самый низкий на всем Черноморском побережье. Вообще, ТРЗ выбирались исходя из уникальности природных условий. Калининградская расположена на территории национального парка. Байкал является объектом ЮНЕСКО. «Бирюзовая Катунь» на Алтае тоже уникальное место.

В Алтайском крае расположена также игорная зона. Вас такое соседство не смущает?

Мы и убеждали губернатора, чтобы игровая и туристско-рекреационная зоны располагались практически рядом. Это выгодно в первую очередь с точки зрения строительства инфраструктуры, эффективность бюджетных вложений будет значительно выше. Кроме того, мировой опыт свидетельствует, что крупные компании игрового бизнеса сейчас создают так называемые интегрированные курорты, где они могут строить отели в ТРЗ. От соседства с игровой зоной я не вижу опасности. Если взрослому человеку, который приехал в нашу зону отдохнуть, вечером захочется отправиться поиграть, это его дело. Абсолютно правильно, что убрали игорный бизнес из городов, где многочисленные заведения провоцировали игроманию, но разумная организация игрового досуга экономически выгодна.

Источник - "Газета" №219 от 18.11.2008г.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий