» » Руководитель ТУ РосОЭЗ по Алтайскому краю Евгений Востриков: "Наша ОЭЗ стала пилотным проектом и первой получила федеральное финансирование"

Руководитель ТУ РосОЭЗ по Алтайскому краю Евгений Востриков: "Наша ОЭЗ стала пилотным проектом и первой получила федеральное финансирование"

Автор: rosez от 3-09-2007, 10:49
Как сообщалось ранее, 23 августа 2007 года руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению ОЭЗ в Алтайском крае был назначен гендиректор ОАО "Алтай-известь" Евгений Востриков. Эта компания является основным инвестором в проект "Бирюзовая Катунь", который стал базовым в заявке Алтайского края на участие во всероссийском конкурсе ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Евгений Востриков дал интервью еженедельнику "Континент-Сибирь".

Почему ваше назначение на пост руководителя теруправления по ОЭЗ так затянулось, ведь администрация края поддерживала вас с самого начала?

- Утверждение на пост такого ранга проходит по сложной процедуре, а решение принимает глава Минэкономразвития РФ Герман Греф, причем только после личного собеседования. Моя кандидатура была поддержана, поскольку я ранее руководил ОАО "Алтайизвесть", которое было инвестором проекта "Бирюзовая Катунь", и хорошо знаю ситуацию. Мы будем прилагать все усилия для того, чтобы сформировать в крае работоспособное Территориальное управление к февралю 2008 года. Юридически структура будет зарегистрирована к 10-15 сентября. Штат в 45 человек будет определен приказом Минэкономразвития РФ.

Какие функции будет выполнять подведомственная вам структура?

- Мы будем являться заказчиком на проведение и проектирование обустройства зоны. В нашей компетенции - проведение конкурсов и тендеров на выполнение работ, взаимодействие и отбор резидентов зоны, подписание соглашений с ними, рассмотрение их бизнес-планов и выдача разрешений на строительство. Бизнес-проекты в обязательном порядке будут обсуждаться на Координационном совете ОЭЗ (КС), который также в настоящее время только формируется. В него войдут 11 человек: четыре представителя Федерального агентства по ОЭЗ, два от администрации края, глава муниципального образования, где располагается зона, а также представители резидентов и Алтайской ТПП. Ежемесячно совет будет собираться и принимать решения о поддержке или отклонении бизнес-планов резидентов, а также заслушивать отчеты о ходе работ по созданию инфраструктуры зоны, то есть контролировать нашу работу.

Когда работа по созданию ОЭЗ перейдет в практическую плоскость, начнется федеральное финансирование?

- Когда речь идет о государственных деньгах, то финансирование начинается тогда, когда выстроена понятная конкретная схема работы, что требует больше времени, чем при реализации проектов в коммерческом секторе. Тем не менее Алтайский край смог добиться того, чтобы наша ОЭЗ стала пилотным проектом и первой получила федеральное финансирование.

Это стало возможным благодаря тому, что мы сделали более объемный комплекс предварительных работ по созданию ОЭЗ, чем в других территориях. К тому же у нас зона будет разворачиваться не на пустых площадках, как в других случаях. Уже несколько лет реально работает развлекательный комплекс "Бирюзовая Катунь" (искусственный пруд, мост через реку Катунь, парк развлечений), построенный компанией "Алтай-известь".

К тому же мы обогнали наших коллег по ОЭЗ, потому что в свое время было принято правильное решение о финансировании части работ по развитию инфраструктуры ОЭЗ из краевого бюджета. В частности, проектные работы по аэропорту города Бийска, моста в районе озера Ая, дороги озеро Ая - "Бирюзовая Катунь" и т. п., то есть тех объектов, которые были заложены в нашей заявке на участие в российском конкурсе по ОЭЗ. Это уже конкретные результаты.

В настоящее время ведется разработка концепции развития по всем семи ОЭЗ немецкой компанией Roland Berqer и австрийской Deloitte, которые уже в конце сентября выдадут нам документацию на Алтайскую ОЭЗ. Параллельно федеральное агентство по ОЭЗ вместе с ОАО "ОЭЗ России" готовят конкурс на разработку технического задания на проект планировки всех зон. Но мы, подчеркну, и здесь опережаем своих коллег и уже подбираем потенциальных проектировщиков. Скорее всего это будут новосибирские компании. Проект планировки - очень серьезный и объемный градостроительный документ. Не хочу никого обидеть, в настоящее время в Барнауле есть отличные специалисты, способные осуществлять такие масштабные работы, но все они трудятся в разных архитектурных мастерских. Создание единого творческого коллектива - довольно долгая и сложная задача. Хотя я не исключаю, что новосибирские компании привлекут к работе специалистов из Барнаула.

Проект планировки таких территорий обычно осуществляется в течение четырех-пяти месяцев при очень ускоренных темпах. У нас есть шанс эти темпы выдержать, поскольку в нашем проекте ОЭЗ уже есть некоторые наработки. После завершения проекта планировки или на некоторых его стадиях можно будет приступать к проектированию конкретных объек тов инфраструктуры.

Сколько край уже вложил в ОЭЗ?

- Всего около 350 млн рублей. В эту сумму вошла стоимость объектов "Бирюзовой Катуни", которые в настоящее время компания "Алтай-известь" передает в собственность края. План-график передачи объектов рассчитан на 2007-2008 годы. Кроме того, сюда включены те работы, которые ведутся краем. Все это станет вкладом в уставный фонд ОАО "Особые экономические зоны в Алтайском крае". Учредителем нового акционерного общества, наряду с регионом, станет Федерация. Решение о создании этой структуры, надеемся, будет принято в сентябре на заседании совета директоров головного ОАО "ОЭЗ России", учредителями которого являются федеральные министерства и ведомства.

Особо подчеркну, что в Алтайском крае будет создана дочерняя компания "ОЭЗ России". Это обеспечит нам большую самостоятельность и, главное, мобильность. Субъекту будет принадлежать 25% плюс 1 акция, остальное - Федерации. Учитывая вклад края в уставный фонд ОАО, Федерация должна вложить в течение года в инфраструктурное обустройство ОЭЗ более 1 млрд руб.

А кто станет руководителем этой новой структуры?

- Этот вопрос также, надеемся, решится в сентябре на заседании совета директоров.

Это будет человек Москвы или из края?

- Край рекомендовал несколько кандидатур из предпринимательской среды, но есть в списке и москвичи.

Какие выводы концепции развития алтайской ОЭЗ, разрабатываемой европейскими компаниями, уже очевидны?

- Концепция - это предпроектная работа, которая нам даст понимание, какие объекты должны находиться на территории, какой комплекс услуг будет оказываться, сколько туристов там сможет отдыхать, на какие турпотоки стоит рассчитывать, сколько и каких гос тиниц необходимо строить, к тому же будут рассматриваться вопросы брэндинга ОЭЗ.

Европейские специалисты посетили все семь ОЭЗ, встречались с нашими специалистами, в частности, с авторами проекта парка развлечений "Бирюзовая Катунь", и взяли за основу данный проект. Предварительно концепция предполагает, что парк развлечений будут посещать люди, которые смогут получить в течение 7-10 дней разнообразный комплекс услуг, не покидая его. Он рассчитан на туристов со средними доходами или немного выше среднего уровня. В частности, закладывается одна гостиница "пять звезд". Остальные - "три-четыре звезды". В отличие, например, от ОЭЗ в Калининграде, где предполагается отдых для туристов с высокими доходами.

Существует такое мнение, что на Алтай будут ездить иностранные туристы или россияне из европейской части России. Но реально они могут составить не более 10% от общего числа гостей, остальное - это туристы из Западной, Восточной и Северо-Западной Сибири, то есть те, кто уже сегодня активно посещает Алтай. Наша ОЭЗ в большей степени будет рассчитана на молодежь и средний возраст. Впрочем, предусматривается тихий отдых и для старшего поколения.

Не утратит ли при таком подходе Алтай имидж зоны экологического туризма, который, по многим прогнозам, будет особенно востребован в XXI веке?

- Ни в коем случае. Речь при реализации проекта не идет о высотных зданиях или огромных сооружениях. Наша задача - аккуратно вписаться в ландшафт, природу, оставив большие территории для рекреации.

Этим летом мне довелось отдыхать и в Турции, и на "Бирюзовой Катуни". Я убедилась на личном примере, что при заведомо более низком уровне сервиса и условиях проживания цены на "Бирюзовой Катуни" практически догнали стоимость заграничного тура с учет ом перелета. Это как минимум странно.

- Рост цен - прямое следствие отсутствия конкуренции и аналогичных предложений. Мы сами не ожидали текущим летом того паломничества, которое наблюдали. Водоем может не выдержать такой нагрузки. Там уже сегодня необходимо регулировать, а точнее огранич ивать поток туристов. А сделать это можно только тремя способами. Не пускать, что неэффективно. Повышать цены, что и произошло, но не является приемлемым путем. Или строить подобных объектов больше. Опыт строительства "Бирюзовой Катуни" свидетельствует: подобный водоем можно возвести всего за 1-1,5 года.

Краевая администрация отмечала, что крупные российские инвесторы высказывали заинтересованность стать резидентами ОЭЗ?

- Есть заинтересованность со стороны крупных инвесторов, но каких-то конкретных проектов пока нет. Инвесторы еще определяются и рассчитывают целесообразность вложения денег, потому что есть ряд сдерживающих факторов: пока недостаточная транспортная ин фраструктура, и прежде всего аэропорты. Барнаульский - слишком далеко от зоны (300 км), Бийский не способен принимать большие воздушные суда. Не все участки дорог соответствуют необходимым пара.

А как обстоят дела по развитию Бийского аэропорта?

- Рассматривалось множество вариантов развития воздушного сообщения к ОЭЗ. Окончательно точка в этом вопросе была поставлена в июне 2007 года, когда наша делегация представляла на санкт-петербургском экономическом форуме проект "Бирюзовой Катуни". Наш стенд посетил министр транспорта РФ Игорь Левитин, у него состоялся в течение 40 минут обстоятельный разговор с губернатором края Александром Карлиным. В рамках беседы обсуждалось, на какой проект сделать ставку. В конечном итоге было принято решение реконструировать Бийский аэропорт.

Однако масштаб реконструкции таков, что по сути будет заново осуществлено строительство взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и светосигнального и навигационного оборудования. Все это уже прописано в адресной инвестиционной программе, и соответствующее финансирование предусмотрено в федеральном бюджете на 2008-й и 2010 годы. Речь идет о 875 млн руб.

В качестве одного из собственников ОАО "Бийский аэропорт" является частный предприниматель. Станет ли Бийский аэропорт примером частно-государственного партнерства?

- За счет федеральных средств будет реконструироваться аэродромный, а не аэровокзальный комплекс, который находится в частной собственности, и развивать его - дело частного инвестора. Это очень правильный подход.

А не получится ли так, что аэровокзальный комплекс будет отставать в развитии от аэродромного?

- В настоящее время ведутся переговоры о возможном сотрудничестве с крупными российскими компаниями, занимающимися развитием аэровокзальных комплексов. Если сегодняшний владелец готов вложить необходимые средства для того, чтобы сделать современный аэровокзальный комплекс, то мы будем это приветствовать.

Планы по реконструкции существуют и в отношении Горно-Алтайского аэропорта? (в Республике Алтай ведь будет своя ОЭЗ). Не станет ли Горно-Алтайск серьезным конкурентом Бийску?

- Горно-Алтайский аэропорт даже после реконструкции будет рассчитан на прием судов третьего-четвертого классов, а Бийск сможет принимать самолеты первого класса.

У алтайских ОЭЗ есть и еще одно ограничение - дефицит электроэнергии в этих территориях. Недавно стало известно о подготовке некой концепции в решении этой задачи, которую будет осуществлять московская компания ООО "Энерго Сервис Групп".

- Эта компания занимается рассмотрением всех существующих вариантов решения данной проблемы. Таких как строительство ЛЭП для нужд ОЭЗ в Алтайском крае и Республике Алтай из Новокузнецка или "Бийскэнерго", где есть значительный потенциал для наращивани я выработки электроэнергии. Однако в случае с "Бийскэнерго", чтобы тариф был приемлемым, ТЭЦ должна нарастить сбыт тепла, а городские теплосети не развиваются.

Федеральная сетевая компания предлагает тянуть ЛЭП от подстанции в с. Цаплино, что недалеко от Барнаула. Есть предложения строить мини-ГЭС на реках, но они неоднозначно воспринимаются населением, и мы тоже настороженно относимся к ним, поскольку неизвестно, как это скажется на экологии. Третий вариант - получение электроэнергии за счет установки небольших энергоузлов на базе газопоршневых машин. Газ в ОЭЗ будет подведен, и лимиты на это топливо у края есть. Специалисты "Энерго Сервис Групп", взвесив все факторы, должны представить нам наиболее оптимальный вариант решения проблемы уже в с ентябре.

Решены ли все земельные вопросы?

- Мы - единственная зона из всех, которая еще до создания Территориального управления ОЭЗ практически подготовила эту составляющую проекта. Лучшее доказательство тому - только с Алтайским краем Минэкономразвития подписало соглашение о границах ОЭЗ.

Источник - Еженедельник "Континент-Сибирь", 03.09.2007.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий